Пути совершенствования государственного управления в сфере культуры

Цели и задачи

Цель данного исследования – исследовать пути совершенствования государственного управления в сфере культуры.

Введение и актуальность


В настоящее время региональные целевые программы развития культуры, являющиеся эффективным инструментом государственной культурной политики, приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. Особое внимание в них уделено вопросам сохранения материального и нематериального культурного наследия, разработке и внедрению лучших практик в сфере культуры.
Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы в распределении субсидий из федерального бюджета на развитие учреждений культуры участвует лишь около одной трети субъектов Российской Федерации. Вызывает тревогу тенденция сокращения числа учреждений культуры. За 25 лет практически вдвое уменьшилось количество культурно-досуговых центров, почти на четверть – количество сельских клубов, все меньше становится библиотек, в первую очередь в небольших поселках и в сельской местности. Во многих субъектах Российской Федерации нет театров юного зрителя.
Для того, чтобы сохранить культуру страны необходима защита и охрана объектов исторического и культурного наследия, чтобы развить – нужен человеческий фактор, т.е. люди, которые будут на профессиональном уровне заниматься проблематикой и продвижением русской культуры, а для того, чтобы распространить - необходимо адаптировать слабую культуры периферии к центральным показателям. В программах поддержки культуры неоднократно описывается необходимость обеспечения равного доступа к благам и услугам культуры, культурному и художественному образованию; обеспечение качества и доступности услуг в сфере культуры. Но всё это будет невозможно и потеряет свой смысл, если в первую очередь не сохранить объекты культурного наследия. Сохранение национальных культурных ценностей имеет приоритетное значение для Российской Федерации, так как свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием страны является важнейшим фактором формирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни, особенно подрастающего поколения.
Таким образом, государственная культурная политика находится в зависимости от общественных изменений. Современная ситуация диктует условия разработки культурной политики, основанные на взаимных интересах и согласии между официальными, творческими, общественными субъектами относительно значимости и приоритетности целей культурного развития. В настоящее время Российской Федерации необходима рациональная и последовательная законодательная база как в области культурной политики, так и в области регламентации деятельности сферы культуры; институциональная модернизация государственных организаций, которая позволила бы комплексно решать проблемы культуры с опорой на механизмы взаимодействия государственной и негосударственной, коммерческой и некоммерческой составляющих сферы культуры.

Заключение и вывод

Таким образом, проведя исследование по заданной теме, мы пришли к следующим выводам.
Сфера культуры, которая в советское время выступала объектом государственной инвестиции, анализируется в современной концепции развития культурной политики на уровне государственного дискурса как отрасль, способная к экономической рентабельности. В современных условиях при оценке эффективности деятельности учреждения на первое место выходят не только качественные и количественные показатели предоставляемых потребительских услуг, но и фактор увеличения экономической прибыли, осуществляемой за счет оказания платных, внебюджетных услуг населению в сфере культуры. Идея экономической эффективности сферы культуры привлекательна и плодотворна, но она требует последовательного развития механизма привлечения различных источников финансирования в сферу культуры. Анализ законодательства в области культурной политики показал, что в настоящее время Российской Федерации необходима рациональная и последовательно разработанная законодательная база как в области культурной политики, так и в регламенте деятельности сферы культуры на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В современных условиях многие нормы культурного и правового поля устарели, возрастает необходимость обновления нормативно-правовых актов, применяемых в сфере культуры с учетом современных социально-экономических реалий. Основной действующий закон о культуре, принятый в 1992 году, не отвечает современному социально-экономическому состоянию общества. При отсутствии законодательного обеспечения традиции меценатства, благотворительности, спонсорства и механизма социального партнерства в сфере культуры государство остается единственным гарантом (в том числе и экономическим) успешной реализации целей и задач в области культурной политики. Принятый в 2014 году закон о меценатской деятельности требует серьезной практической доработки в части выстраивания алгоритма построения партнерских отношений между культурой и бизнесом.
Агентство культуры и искусства Краснодарского края, созданное по инициативе Администрации края, — единственное в своем роде государственное автономное учреждение культуры на юге России, образованное для развития отрасли культуры и повышения ее инвестиционной привлекательности. Миссия - укрепление и развитие имиджа Краснодарского края как одного из ведущих культурных центров России. Цели создания: сохранение, развитие, пропаганда и популяризация лучших образцов многонациональной культуры Кубани; создание условий для реализации творческого потенциала и обеспечения прав граждан на участие в культурной жизни Кубани; увеличение интеграции культуры и искусства Краснодарского края в Российское и мировое культурное пространство.
В ГАУК КК «Агентство культуры и искусства» огромная роль отводится культурным проектам, созданным как учреждениями культуры, так и инициативными представителями общества. Гражданам нужна включенность в культурный процесс, благодаря чему культурные инновации не просто принимаются обществом, а наблюдается инклюзия индивида в культурную среду. ГАУК КК «Агентство культуры и искусства» предоставляет услуги в сферы культуры согласно государственному заданию, предоставленному Учредителем. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям. ГАУК КК «Агентство культуры и искусства» решает задачи в рамках приоритетных национальных проектов развития Краснодарского края и муниципальных образований, поэтому основным контролем со стороны властей является последующий контроль, проведенный по результатам выполнения государственного задания. Предварительный контроль существует на стадии санкционирования бюджетных расходов по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям. Финансирование ГАУК КК «Агентство культуры и искусства», подведомственного управлению по культуре администрации г. Краснодара в рамках ведомственной целевой программы «Развитие культурного потенциала города Краснодар» на 2017 год, осуществляется на основании постановления администрации города Краснодар от 10 февраля 2015 года N 56 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ и Порядка оценки эффективности реализации ведомственных целевых программ».
Одной из проблем, возникающих при оценке эффективности работы определенного учреждения или проведенного культурного мероприятия, выступает не столько малобюджетное финансирование, сколько отсутствие диалога между учреждениями культуры и властью. Стоит уделять большее внимание построению взаимоотношений со средствами массовой информации на условиях социального партнерства в освещении и популяризации социально-значимых проектов и культурно- массовых мероприятий, следствием чего является постепенное прививание гражданскому обществу моды на «культурного человека». Также важны разработка и внедрение программ по поддержке социокультурных проектов с учетом различных особенностей развития местного общества, с возможностью участия не только социально ориентированных некоммерческих организаций, но и учреждений культуры, реализовывающих социально значимые для населения проекты.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ