Пути развития артистизма учителя музыки.

Цели и задачи

Целью исследования является теоретическая разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка на практике содержания, форм и методов театральной педагогики в процессе поэтапного формирования артистизма личности будущего учителя в условиях хорового класса.

Введение и актуальность


Целенаправленное формирование артистизма личности будущего учителя в музыкально-исполнительском обучении является педагогической проблемой. Но поскольку артистизм относится к субъективному, внутреннему образованию личности, то его формирование является и психологической проблемой. Именно это качество представляется наиболее значимым из множества психологических и деятельностных особенностей, составляющих облик педагога-музыканта. Оно является показателем уровня его общепедагогической и духовной культуры, значение которой на современном этапе трудно переоценить.
В педагогике не вызывает сомнения тот факт, что артистизм необходим учителю любой специальности, но в особой мере он находит отражение в деятельности преподавателя музыки. О.А. Апраксина отмечает, что артистизм учителя - не мечта, а насущная потребность, доступная тому, кто действительно желает развивать в себе это качество.
Следовательно, учителю необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства, во многом близкого мастерству актера, то есть налицо проблема формирования сценических навыков и навыков актерского перевоплощения.

Заключение и вывод


Проблема формирования артистизма личности при обучении в вузе считается актуальной в педагогической теории и на практике. Более того, можно сказать, что в последние годы ее значимость возросла еще больше в связи с тем, что в современной педагогике окончательно утвердила себя стратегия личностно-ориентированного образования. Это означает, что сегодня педагогика должна сосредоточить свое внимание на решении проблем всестороннего и гармоничного развития личности. Поэтому личность, ее богатый внутренний мир, как высшее проявление ее духовности, оказываются в центре внимания исследователей.
Теоретический анализ показал, что, несмотря на широкий спектр исследований, проводившихся в области применения форм, методов и приемов театральной педагогики, есть ряд важных аспектов, оказавшихся вне пределов внимания современных педагогических трудов. В частности, нам представляется, что необоснованно малоизученной оказалась проблема формирования артистизма личности на фоне коллективной деятельности. Она требует пристального внимания, прежде всего потому, что сегодня мы ставим в качестве первоочередной задачи создание прочной базы для развития полноценной и всесторонне развитой личности.В этом ряду задач в рамках данного педагогического исследования нами было сформулировано понятие артистизм личности, как проявление ее духовно богатого внутреннего мира.
В результате изучения исследуемой проблемы мы пришли также к выводу о том, что развитие и формирование артистизма имеет особую значимость для студенческого возраста, так как на этом этапе становления личности отмечается активное развитие нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизация характера и овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Пора поздней юности характеризуется романтическим отношением к окружающему миру и эмоциональной приподнятостью психической жизни, усилением интеллектуальных основ познания действительности. Все это является благоприятным моментом в процессе формирования данного профессионально необходимого качества педагога-музыканта.
По нашему определению артистизм личности - это не только способность к перевоплощению, а целостная система личностных качеств, способствующая свободному самовыражению личности. Тем самым личность как бы создает себя заново. Этот процесс включает в себя не только замысел, но и воплощение этого замысла. Успешность его зависит от глубины подготовительной работы и от высокой степени сформированности личности. Актуализируя важность данной педагогической задачи, можно с уверенностью сказать, что использование средств театральной педагогики открывает большие возможности для формирования артистизма личности, как показателя ее всестороннего и гармоничного ее развития.В процессе поиска конкретных способов формирования артистизма личности будущего учителя музыки в хоровом классе практически актуальным становится вопрос о создании специально продуманных педагогических условий, способствующих этому процессу. Центральное место занимает также вопрос о средствах формирования профессионально значимых качеств личности, а также необходимых умений и навыков.
В качестве основной концептуальной предпосылки в данном исследовании выступило обоснование богатых возможностей хорового искусства и его непосредственной близости к театральному жанру. На основе их родства стало возможным применение методов театральной педагогики в хоровом коллективе.
Как было установлено в диссертации, богатство использования возможностей театральной педагогики в хоровом классе состоит:
- в доступности хорового пения широким массам;
- в том, что это позволяет психологически и эмоционально раскрепостить личность, освободить психофизический аппарат от привычных зажимов и напряжения;
- способствует развитию воображения, фантазии, "театрального мышления", обогащению аффективной памяти, формированию "эмоционального тезауруса";
- развивает чувство формы, темпоритма, чувство жанра, поэтичность, способствует проникновению в "дух языка";
- вокально-хоровой репертуар, построенный на лучших образцах мировой классики и народной музыки, является незаменимым средством приобщения к подлинным нравственно-эстетическим ценностям, художественно-эстетического развития и формирования духовной культуры педагога - музыканта;
- работа над хоровым репертуаром способствует выработке красивого тембра голоса, музыкально выразительной речевой интонации, совершенствует артикуляционный аппарат, развивает мимику; помогает овладению средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- активная концертная деятельность хорового коллектива способствует развитию и совершенствованию психофизического аппарата, а также формированию волевой и эмоциональной устойчивости личности;
- творческий характер учебной деятельности в хоровом коллективе, оптимальное педагогическое общение создают благоприятный эмоциональный климат, препятствуют возникновению "психологического барьера" между его участниками.
Подробное изучение содержания хоровой подготовки в вузе позволило обнаружить, что при определенной организации учебно-воспитательной работы и целенаправленном использовании форм, методов и приемов театральной педагогики, возможно значительно обогатить, активизировать и углубить процесс формирования артистизма личности будущего учителя музыки.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ