Психолого-педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. | Пример курсовой работы

Психолого-педагогические условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Цель исследования – раскрыть психолого-педагогические условия развития логического мышления у старших дошкольников.

Отношение взрослого к детским вопросов во многом определяет дальнейшее развитие мышления. Ответы на них должны стимулировать мышление ребенка, развивать его самостоятельность, познавательную активность. Безразличное отношение взрослого к вопросам ребенка или негативная реакция на них резко снижает познавательную активность старшего дошкольника. Адекватными педагогическими приемами является организация совместно с взрослыми или сверстниками поисков ответов в процессе экспериментирования, рассуждения, наблюдения. Взрослым важно проявить терпение и понимание необычных объяснений, которые дает старший дошкольник, поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, выяснить причинно – следственные связи, узнать о скрытых свойствах. Другим аспектом формирования мышления выступало вооружение детей знаково-символическими средствами решения умственных задач. При организации наблюдений или специальных занятий необходимо работать над развитием операций мышления, выяснить чему способствует сравнение, обобщение, анализ в работе с художественной литературой. С этой целью необходимо использование конструирования по образцу, по условиям, по замыслу; дидактические настольные игры. Ведь, ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его эмоциональная и познавательная сферы. Кроме того, игра – это свойственное дошкольному возрасту средство усвоения коллективного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые способствуют переходу к новой, высшей стадии развития [4, с. 51]. Организуя образовательно-воспитательный процесс, можно заметить, что дети больше заинтересовываются и меньше устают на занятиях с игровыми сюжетами, с использованием логических игр (ребусы, кроссворды, лабиринты, анаграммы и т.д.), логических упражнений.
Старших дошкольников необходимо учить обследовать предметы, формировать потребность в познавательной активности, вносить личный вклад в познание нового, расширять кругозор, память, обогащать языковый и математический словарь, уметь обосновывать свою точку зрения, анализировать и принимать правильное решение, формировать нравственные качества, воспитывать культуру познавательно-игровой и практической деятельности [4, с. 15].
Особого внимания требует организация дидактических игр с детьми. Их проведение необходимо ежедневно, независимо от видов запланированных учебных занятий. Игры можно разбивать по сериям, в зависимости от их содержания, педагогических задач, цели обучения и развития ребенка. В тематическое планирование игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста необходимо включить игры разной классификации. Большинство из них – это дидактические игры. Именно эти игры способствуют развитию логического мышления, умственных способностей ребенка, поскольку содержат мыслительную задачу, именно в решении которой заключается смысл игры.
Также важно способствовать развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, фантазии, наблюдательности, любознательности, речи [4, с. 52]. Вся работа по развитию логического мышления у детей должна проводиться в рамках установленной программы, используя программный материал, в тесной связи со всей учебно-воспитательной работой дошкольного учреждения. Важно придерживаться мнения, что управлять развитием логического мышления означает:
1) учить детей умело производить мыслительные операции анализа, синтеза, сопоставления, абстрагирования, обобщения и т.п.;
2) помогать им овладевать простейшими понятиями, высказываниями, суждениями и самостоятельно делать выводы.
На наш взгляд возможно активизировать поисковые способности ребенка с помощью задач с неоднозначным решением. Например, что это может быть: а) желтая, сочная, душистая (дыня, груша); б) продолговатый, круглый, пишет (карандаш, фломастер); коричневый, круглый, блестящий (пуговица, каштан).
Как показывает опыт практической работы, развитию мышления способствует прогресс ребенка в овладении речью, расширением жизненного опыта. Стоит предостеречь, что механическое запоминание разнообразной информации, фрагментарной и хаотичной, копирование взрослых соображений создаёт не благоприятные условия для развития мышления дошкольника.
Главное – формировать мышление, направленное на освоение ребенком окружающей действительности, как составляющую творческого отношения ребенка к окружающему (Г. М. Поддьяков) [2, с. 176-179]. Стоит обратить внимание на тот факт, что логическое мышление эмоциональное, оно дарит радость творчества, радость познания, оно прочно связано с остротой восприятия окружающего мира, вниманием, памятью, мышлением и волей.
В педагогике различают четыре качественные этапы развития логического мышления:

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Приемы логического мышления – сравнение, обобщение, классификация и сериация позволяют систематизировать знания ребенка, развивать его умственные способности.
Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:
– старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.
– с учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал старшего дошкольника оказывается достаточно высоким;
– мышление ребёнка связано с его знаниями. В современных образовательных технологиях знания не рассматриваются в качестве основной ценности и могут варьироваться в широких пределах. Центр тяжести переносится с того, какой фактический материал дается детям, на то, как он дается. Это возможно при условии, что педагог не дает готовых знаний, образцов и определений, а стимулирует каждого ребенка на их поиск, развивает познавательную инициативу путем создания различных проблемных ситуаций, организации поисковой деятельности, постановки простейших опытов, формирует умение спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике.
Центральные линии психического развития ребенка должны быть максимально связаны с основными целями и задачами процесса обучения. Счетная деятельность старших дошкольников обладает большими возможностями для развития логических приемов мышления, но при условии целенаправленного обучения алгоритму сравнения, классификации, сериации. Необходимым условием успешного овладения логическими приемами является организация игр, упражнений игрового характера.
Экспериментальная проверка показала широкие педагогические возможности организации игр, направленной на развитие логических приемов мышления старших дошкольников. Организация игр: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных создают эффективные условия для развития логических приемов мышления старших дошкольников.
  Анализ результатов исследования контрольного характера, а также сравнительный анализ результатов исследований до и после обучающих воздействий посредством организации комплекса игр наглядно свидетельствуют об эффективности проведенной работы, в результате которой у детей исследуемой группы произошли значительные изменения в развитии логических приемов мышления. Мы считаем, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников показала свою эффективность.
Цель исследования – раскрыть психолого-педагогические условия развития логического мышления у старших дошкольников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!