психолого-педагогические условия развития детей раннего возраста | Пример курсовой работы

психолого-педагогические условия развития детей раннего возраста

цель данной работы заключается в том, чтобы изучить психолого-педагогические условия развития детей раннего возраста.

По возрастной физической классификации все детство делится на семь периодов: младенчество (от рождения до одного года жизни); раннее детство (от 1 года до 3 лет); младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и т.д. В рамках данной курсовой работы нас интересует развитие детей в возрасте от 1 года до 3 лет [15, с. 8].
Н.М. Аксарина определила комплекс особенностей раннего детства, включающий в себя следующие характеристики: быстрый темп развития организма; взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей; эмоциональный фон ребенка; ведущая роль взрослого. Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина выделили три линии развития ребенка раннего возраста – развитие движения, развитие речи и предметные действия. Развитие в период раннего возраста отличается интенсивностью и стремительностью. Так объем мозга ребенка удваивается к седьмому месяцу жизни, а к 1,5 годам – утраивается. Новорожденный ребенок без посторонней помощи не может изменить положение своего тела, а к 10-11 месяцам уже не только ползает, но и делает попытки ходить [13, с. 45].
В раннем возрасте функции и системы детского организма различаются по степени зрелости и формируются в разные сроки. От этого и меняются приоритеты в развитии и воспитании малыша. Они диктуются его физическими, психическими, а также возрастными и индивидуальными особенностями.
Мышление ребенка раннего возраста имеет наглядно-действенный характер. Развитие мышления оптимизируется взрослым: его искренней заинтересованностью, показом новых и усложнением освоенных действий, своевременной помощью, похвалой действий малыша. У ребенка раннего возраста отсутствует мотивация к учебной деятельности, осознание произвольности действий, не выработана произвольность запоминания. Ребенку важен не результат, а сам процесс действия. Удовлетворенная потребность общения со взрослым стимулирует формирование подражательной активности.
Повышенная двигательная активность – одна из важнейших линий развития ребенка раннего возраста. Сначала, в положении лежа на спине, ребенок воспринимает горизонтальную плоскость над собой – потолок. Позже – на животе, поднимая глаза, он воспринимает вертикаль. При этом его голова совершает изолированные движения, без участия тела. После того как ребенок научился сидеть, и у него свободные руки, он активнее начинает манипуляции с предметами. Затем в физическом развитии наблюдается настоящий прорыв – перевороты на спину, на живот, вокруг своей оси, ползание на четвереньках и долгожданное передвижение.
В процессе ползания стимулируются моторные зоны коры головного мозга, что способствует улучшению движений и улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованность в движениях рук и ног, левой и правой стороны тела (они регулируются разными полушариями), способствует развитию ассоциативных связей, создает возможность более полного раскрытия потенциала мозга. Происходит совершенствование системы зрительного восприятия: ребенку необходимо использовать одновременно оба глаза и он учится сводить их вместе.
Если потребность в движении во время бодрствования не удовлетворена, ребенок «говорит» об этом капризами, плохим аппетитом и сном. Задача взрослых на этом важном этапе развития: удовлетворить потребность в движении и познании, стимулировать двигательную активность лазанием, перешагиванием, одевать ребенка в удобную одежду, создавать развивающее пространство вокруг и т.п. [7, с. 52].
Если этот важный этап физического развития пропустить, то это скажется и на развитии мозга. Искажается двигательная сфера – нарушается психо-речевое развитие.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа (рисунок 1.1).
Проблема воспитания и формирования личности имеет многовековую историю, поэтому ее можно считать «вечной» проблемой человечества. Она изучалась древнегреческими философами и исследуется современными социологами, психологами, педагогами, экономистами, культурологами, медиками и др. Такой сложный феномен как личность, рассматривается на стыке различных наук в соответствии со своей задачей исследования.
Главной задачей любого общества является формирование и развитие достойных личностных качеств своих граждан. В процессе воспитания организуются необходимые условия для этого, подбираются способы и средства решения этой задачи. Трудность состоит в том, что процесс развития личности невозможно спланировать, направить и получить тот результат, который бы отвечал каким-то заданным критериям.
В психологии личность выступает как феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Поэтому личность следует понимать как целостное новообразование. В целом, представление о личности в психологии достаточно неоднозначно. Личность – это сочетание биологического и социального начал в человеке. Исходя из этой позиции, можно сказать, что человек рождается как биологическое существо, в процессе своего развития он становится социальным существом. Объективными факторами развития и формирования личности являются наследственность, среда и воспитание. Индивид становится личностью, когда он в состоянии оценивать не только окружающую среду, но и свое положение в ней и тем самым может действовать самостоятельно, сознательно, целенаправленно и творчески. Во многом это результат продуманного воспитания. В процессе развития личности большая роль принадлежит социальной среде, социальным факторам, взаимодействием взрослых и ребенка.
Развитие личности ребенка начинается с самого раннего возраста. Большая роль в этом принадлежит семье, родителям. За многолетнюю историю развития человечества сложились две ветви воспитания – семейное и общественное. Современная наука говорит о том ,что полноценное развитие личность ребенка получает именно в семье, невозможно отказаться от семейного воспитания без ущерба для ребенка, поскольку это не сравнится ни с каким даже самым грамотным педагогическим воздействием.
Родители являются первыми педагогами для ребенка, они должны заложить основы физического, интеллектуального, нравственного развития личности ребенка в раннем возрасте. Именно семья является институтом первичной социализации. Детский сад выступает институтом вторичной социализации. Семья и детский сад несут свои функции и не могут заменить друг друга. Они могут только дополнять педагогическое и развивающее воздействие.
Как в семье, так и в детском саду ребенок должен быть окружен теплом, лаской, заботой. Взрослые должны учиться смотреть на мир глазами ребенка, понимать, что его не нужно сравнивать с другими детьми, каждый является уникальной и неповторимой личностью. Взрослые должны быть эмоциональной поддержкой для ребенка в любом возрасте. Необходимо также знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать это в процессе воспитания.
В процессе развития личности ребенка большая роль отводится детскому учреждению и его сотрудничеству с родителями. Родителей необходимо вовлекать в образовательный процесс детского сада. Детский сад, в свою очередь, является организующим центром и оказывает влияние на домашнее воспитание. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Ведущая роль в воспитании и развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослым. Они обеспечивают условия в семье и ДОУ для полноценного всестороннего развития ребенка. Одним из условий развития является единство образовательной педагогической позиции взрослых: родителей, членов семьи, воспитателей.
Полноценное развитие ребенка раннего возраста возможно при создании благоприятных условий для развития как в семье, так и в детском саду. Здесь можно отметить безусловное принятие ребенка, учет его потребностей и возможностей, учет возрастных особенностей, уважение к ребенку, создание необходимой развивающей среды.
цель данной работы заключается в том, чтобы изучить психолого-педагогические условия развития детей раннего возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!