Психолого-педагогическая реабилитация обучающихся девиантного поведения | Пример курсовой работы

Психолого-педагогическая реабилитация обучающихся девиантного поведения

Целью данной работы является психологический анализ реабилитации обучающихся девиантного поведения в целом и отдельных его форм в частности.

Как и алкоголизм, подростковая наркомания связана с поиском новых ощущений и экспериментированием. По статистике, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания познать запретное. Вовлечение в отдельных случаях происходит путем предложения дозы под видом сигареты или напитка.
Вместе с тем, важно учитывать, что около 90% наркоманов начинали употребление наркотиков в компаниях, собирающихся в определённых местах.
Помимо вреда для здоровья наркотическая зависимость является мостиком между подростком и криминальной средой, где достать наркотики гораздо легче и нормы морали совершенно нивелируются, что способствует совершению всё более серьёзных правонарушений.
Мотивами алкоголизации и наркомании являются: желание попробовать и испытать новые ощущения или уйти от реальных проблем, стремление почувствовать себя взрослым, быть принятым в компании. Далее наркотоки и алкоголь принимаются для изменения своего состояния, ощущения мужественности и уверенности в себе.
Тем самым, описанные девиантные формы поведения способствуют появлению желания уйти от реального мира и испытать новые, сильные ощущения, что, со временем, переходит в зависимость на физическом уровне, когда организм без такого допинга не может нормально функционировать.
Профилактикой девиантных форм поведения у несовершеннолетних занимается комиссия по делам несовершеннолетних, основная цель которой заключается в обеспечении правовыми, процессуальными, организационными и иными условиями и гарантиями, которые будут способствовать социальному становлению подростков.
Подростковый возраст, будучи переходным этапом от детства к достижению физической, психической и социальной зрелости, определяется влиянием мощных биологических и социально-психологических факторов. Особо остро в обществе, раздираемом кризисами, стоит проблема укрепления и сохранения психологического здоровья современных подростков, проблематика которого в свете получившего развитие в последнее время принципа изучения всех проявлений личности в контексте её жизненного пути, в поле её субъективной реальности, исследуется с точки зрения структур самосознания подростка.
В связи со сложностью адаптации современного подростка во взрослом мире обостряется проблема взаимодействия и взаимоотношений молодого человека в семье и в обществе, а также представлений о должном, расширяются границы нормы, аномалии и патологии поведения.
Конечно, ряд социальных факторов, как то сложные жизненные обстоятельства, проблемы семейного воспитания, недостаточный общеобразовательный и культурный уровень окружающих оказывает влияние на многих детей. Однако не все дети, воспитывающиеся в подобных условиях, впоследствии становятся наркоманами или алкоголиками. Так же как и неблагоприятные психофизиологические предпосылки (психопатия, акцентуация характера и поведения на фоне особенностей нервной системы) также не являются фатальными сами по себе (т.е. без сочетания с социальными факторами) и не могут стать детерминантой девиации.
Следует отметить, что девиантное поведение подростков отличается от подобных форм «взрослого» поведения. Ведь в большинстве своем подросток, понимая сам факт содеянного, не признает свою вину или нарушая правовой запрет, его принимает. Такие явления объясняются теорией нейтрализации. Суть этой теории заключается в том, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализации общепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этим нормам.
Проще говоря, подросток стремится неосознанно, как бы расширяя в отношении себя действия смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности.
Проявления девиантных форм поведения обусловлены влиянием факторов в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».
Предположение о том, что девиантное поведение присуще подросткам может эффективно корректироваться с помощью рекомендаций для родителей и учителей получило подтверждение.
Целью данной работы является психологический анализ реабилитации обучающихся девиантного поведения в целом и отдельных его форм в частности.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!