Психологическое состояния детей дошкольного возраста из неблагополучных семей | Пример курсовой работы

Психологическое состояния детей дошкольного возраста из неблагополучных семей

Цель исследования: изучить психологическое состояние детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.

Изучение детей с аномалиями в развитии и делинквентным поведением также удостоверяет решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, в том числе и аномальных. Достаточно продолжительное пагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитании способствует развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу [26, с.50].
Ю.А. Гаспарян с соавторами акцентировали внимание на трёх типах неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (полное неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных черт характера и внешности ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагировании, соединяющиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения.
Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе в кругу сверстников, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу В (эгоцентрическое) – «главный в семье», «маленький», «единственный», «смысл жизни» – культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям либо членам семьи [10, с.89].
Можно выделить еще несколько типов неадекватного родительского (в частности, материнского) обращения с ребенком: 

Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Родительское воспитание представляет собой единство трех основных компонентов – отношения к ребенку, представлений о нем и способов воздействия, характера обращения с ребенком. Неблагополучная семья как основа развития ребенка является фактором, нарушающим его полноценное развитие.
Неблагополучной считается семья, в которой обесценились или игнорируются основные семейные функции. Наиболее значимыми формами семейного неблагополучия для жизни ребенка считаются: плохие материальные условия жизни, потеря связи с рынком труда, внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье, неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания. Семейное неблагополучие, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают негативное влияние на развитие личности ребенка. Практически все дети, проживающие в неблагополучных семьях, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их жизнь.
Практически все дети, проживающие в неблагополучных семьях, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их жизнь.
У детей из неблагополучных семей часто диагностируется замедление темпов общего развития, отмечается низкий уровень интеллектуального развития, обеднена эмоциональная сфера и воображение, более поздно по сравнению с благополучными сверстниками формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Находясь с ранних лет в деструктивных семейных условиях, ребенок вступает в самостоятельную жизнь с размытыми представлениями о браке и родительстве.
Семейное неблагополучие не только провоцирует условия для отторжения ребенка, но и формирует у него целый ряд поведенческих проблем (употребление спиртных, наркотических и токсических веществ, уход в подростковую криминогенную среду, попрошайничество, бродяжничество, ранняя половая жизнь, проституция), делающих его пребывание в семье нежелательным.
Развитие ребенка в неблагополучной семье всегда проблемно и характеризуется комплексом психологических, социальных и педагогических особенностей детей, среди которых наиболее характерными являются деформации развития личностного происхождения, школьная дезадаптация и поведенческие отклонения.
Цель исследования: изучить психологическое состояние детей дошкольного возраста из неблагополучных семей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!