Психологическое конструирование и просвещение в системе обучения и воспитания. | Пример курсовой работы

Психологическое конструирование и просвещение в системе обучения и воспитания.

Цель работы – исследование процесса психологического сопровождения в образовании в аспекте психологического конструирования и просвещения.

Консультирование педагогов укладывается в рамки двух основных ситуаций консультативной работы. Первая ситуация возникает при необходимости донести до педагога определенную информацию о школьнике, которая должна быть учтена в процессе обучения и общения. Речь идет о психолого-педагогических проблемах, которые возникли у ребенка в связи с обстоятельствами жизни. Как психолог я здесь выступаю в роли советчика, знающего специалиста. Консультирование обеспечивает понимание педагогом проблемы школьника, создает щадящие условия на период поддерживающей работы со школьником.
Консультирование учащихся может проходить как в группах, так и индивидуально.
Задачами консультирования учащихся являются:
– выяснение интересов детей, их предпочтений,
– выяснение эмоционального состояния учащихся,
– выяснение целей, ценностей, которых придерживаются учащиеся.
Задачами консультирования родителей являются:
– выяснение психологических особенностей отдельных учеников или контингента учащихся данного класса, данной группы, данной параллели,
– выявление особенностей протекания адаптации к условиям обучения и воспитания,
– выявление особенностей восприятия, запоминания, переработки, сохранения информации,
– выяснение причин неуспеваемости,
– выявление особенностей внутренних и внешних коммуникаций учащихся, круга их общения в школе, вне школы.
Психологическая диагностика – это система отслеживания, мониторинга различных процессов, обуславливающих протекание целостного педагогического процесса. Мониторинг предполагает получение психологической информации, которая обеспечивает педагогический коллектив знаниями психической организации учащихся, его психолого-педагогического статуса, определением учебных, поведенческих проблем.
Табл. 1.1. Психологическая диагностика в процессе психологического сопровождения
Объект диагностики Предметы диагностики Этапы диагностики
Познавательная сфера восприятие, память, мышление, динамика формирования и развития учебной деятельности на всех уровнях обучения
Мотивационная сфера мотивы, предпочтения, цели старшие классы
Личностная сфера эмоционально-волевые качества, уровень тревоги, активности, целеустремленности первый класс, поступление в среднее звено, старшие классы

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Психологическое конструирование и просвещение – неотъемлемые компоненты целостного психолого-педагогического процесса и составляют основу системы психологического сопровождения.
2. Психологическое конструирование и просвещение тесно связаны с остальными направлениями процесса:
– с психологическим консультированием (индивидуальным и групповым),
– с психологической диагностикой (индивидуальной и групповой),
– с психологической профилактической деятельностью,
– с психологической коррекционной и развивающей деятельностью,
– с психологической деятельностью в эксперименте.
3. В рамках психологического конструирования и просвещения целесообразно проводить недели психологии.
4. В организации, проведении недели психологии должны быть задействованы по возможности все субъекты педагогического процесса.
Таким образом, цель работы – исследование процесса психологического сопровождения в образовании в аспекте психологического конструирования и просвещения – была достигнута.
Сообразно этой цели были решены следующие задачи:
1. Теоретически обоснован процесс психологического сопровождения: исследование его структуры, форм организации, целей, задач.
2. Исследованы процессы психологического конструирования и просвещения как компонентов психологического сопровождения в системе обучения и воспитания.
Также была разработана неделя психологии, которая состояла из пяти крупных мероприятий:
– психологическое занятие,
– две лекции,
– заседание,
– викторина.
К неделе психологии должны предъявляться основные требования:
1. Оптимальное использование времени.
2. Максимальный охват контингента как объекта психологического исследования.
3. Чёткая организованность работы с родителями.
4. Участие в неделе психологии должны принимать:
– педагоги,
– психолог,
– администрация.
Цель работы – исследование процесса психологического сопровождения в образовании в аспекте психологического конструирования и просвещения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!