Психологический контакт как элемент тактики допроса подозреваемого | Пример курсовой работы

Психологический контакт как элемент тактики допроса подозреваемого

Цель курсовой работы конкретизируется в совокупности задач курсовой работы.

В большинстве исследований, где затрагивается производство допросов, упоминается о необходимости установления «психологического контакта». Одними авторами дается его определение и рекомендации по его установлению, другие ограничиваются определением, а кто-то лишь упоминанием. Анализ литературных источников показывает, что у криминалистов и психологов нет единого мнения о сущности психологического контакта. И.Б. Пономарев определяет контакт как «особый вид межличностных отношений, непосредственно ведущий к успешной реализации целей профессионального общения».
И.И. Аминов рассматривает установление психологического контакта как одну из стадий проведения допроса, в ходе которой допрашивающий должен создать на допросе условия, обеспечивающие желание допрашиваемых лиц вступить в общение с ним.
А.В. Дулов определяет психологический контакт как целенаправленную планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. Контакт позволяет рационализировать режим общения в конкретном следственном действии.
Н.И. Порубов считает, что психологический контакт представляет собой особого рода взаимоотношения следователя с участниками уголовного процесса, характеризующиеся стремлением следователя поддержать общение в целях получения правдивых, полных и достоверных показаний, имеющих отношение к делу.
В.Г. Лукашевич обращает внимание на необходимость рассмотрения психологического контакта в двух планах: как определенных отношений, которые складываются между участниками допроса, и как деятельность по созданию этих отношений, протекающих в форме общения.
Таким образом, анализ существующих точек зрения в научной литературе позволяет определить психологический контакт в самом общем смысле как деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения. Установление психологического контакта — это совокупность приемов и средств деятельности, направленных на создание благоприятных условий общения между следователем и допрашиваемым, которые характеризуются достижением взаимопонимания и доверия, готовностью партнеров к обмену и передаче необходимой информации. Содержанием деятельности по установлению психологического контакта являются отношения сотрудничества и взаимопонимания (доверия), основанные на стремлении к единой цели (или, по крайней мере, на совпадении целей на отдельных этапах общения) или взаимном уважении обменивающихся информацией лиц. Психологический контакт должен сопутствовать всему ходу допроса и для его установления требуется использовать ряд психологических условий, определяемых ходом допроса, обстоятельствами дела, наличием доказательств и личностью допрашиваемого.
Подозреваемый и обвиняемый представляют для следователя интерес с трех точек зрения:
Подводя итог, можно прийти к выводу, что допрос – это формализованная познавательно коммуникативная деятельность во взаимодействии с допрашиваемым, имеющая ретроспективную направленность, целью которой является получение и фиксация достаточных объективно отражающих обстоятельства преступного события показаний. Эти показания являются источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные – доказательствами.
Специфика допроса подозреваемого обусловлена его процессуальным статусом и его позицией, которую он занимает в зависимости от желания давать правдивые показания или показания, содержащие ложь.
Однако более важное значение имеет выделение видов допроса подозреваемого в зависимости от занимаемой им позиции в отношении поведения в ходе допроса:
–допрос добросовестного допрашиваемого (лица, желающего давать правдивые показания);
– допрос недобросовестного допрашиваемого (лица, намеренного давать неискренние показания).
Установление психологического контакта обеспечивает не только устранение эмоционального и смыслового барьера, установление доверия допрашивающего и допрашиваемого, но и создание атмосферы заинтересованности допрашиваемого лица в установлении истины по делу и готовности участвовать в проводимом допросе, а при необходимости и в последующих следственных действиях в ходе уголовного судопроизводства.
Достижение психологического контакта возможно посредством выделения трех группы приемов:
1.Приемы, направленные на создание позитивного первого впечатления личности следователя в сознании допрашиваемого;
2. Приемы, демонстрирующие допрашиваемому отсутствие агрессии и манипулирования со стороны следователя;
3.Приемы, демонстрирующие психологическую идентичность допрашиваемого и следователя (приемы зеркалирования).
В ходе допроса могут возникнуть следующие типовые следственные ситуации:
бесконфликтная, конфликтная ситуация со строгим соперничеством и конфликтная ситуация с нестрогим соперничеством.
Бесконфликтная ситуация наиболее благоприятная, но она почти никогда не может быть бесконфликтной полностью. Допрашивающий должен тщательно подготовиться к допросу, изучить материалы уголовного дела, допросить лиц, которые могут охарактеризовать черты личности, особенности поведения лица, которое будет допрошено, провести в начальной стадии допроса беседу с подозреваемым, с целью определения его эмоциональной и морально-нравственной сферы, склонностей, постоянно анализировать поведение допрашиваемого подозреваемого в ходе допроса, по возможности фиксировать ход допроса с помощью видеосъемки.
Тактика допроса подозреваемого в условиях бесконфликтной ситуации основана на конкретизации показаний допрашиваемого, оказания ему помощи в припоминании события преступления.
Конфликтная ситуация со строгим соперничеством является наиболее сложной и предполагает использование следователем знаний психологии и логики в целях определения оптимального спектра тактических приемов для борьбы с противодействием допрашиваемого, выявлением и пресечением лжи в его показаниях, побуждения смены позиции, выражающейся в отказе от дачи показаний.
Цель курсовой работы конкретизируется в совокупности задач курсовой работы.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!