Психологические причины конфликтного поведения в младшем школьном возрасте | Пример курсовой работы

Психологические причины конфликтного поведения в младшем школьном возрасте

Целью работы является изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.

Структурные факторы – это объективные реалии, государство, закон, права и обязанности. Понятно, что зарождение конфликта связано с какими-то действиями сторон. А факторами, обуславливающими его развитие, будет выступать социокультурный контекст, в котором он зародился. Дополнительными условиями можно назвать наличие или отсутствие третьих сил, которые могут как “тушить”, так и развивать конфликт. Соответственно, с переменой причин и условий будут меняться сущность и структура конфликта. Функции конфликта Они достаточно важны, иначе это явление не занимало бы так много места в нашей жизни. В зависимости от участников и окружающей действительности функции делятся на конструктивные и деструктивные. Сейчас мы рассмотрим их по отдельности. Это позволит вам получить лучшее представление о том, какова структура и функции конфликта. Именно они во многом помогут понять протекающий процесс. Итак, выделяют:
Конструктивные функции. Конфликт может служить средством снятия напряжения. То, что накопилось внутри участников, можно обсудить и разрешить. То есть конфликт выступает средством релаксации и разрядки. Источники разногласий переводятся в разряд объекта. Кроме того, это один из способов развития личности. Старые недовольства и отрицание каких-либо проблем (которые в действительности существуют) сильно тормозят этот процесс.
Конфликт является средством развития отношений, предотвращает застой и их медленное умирание. Кроме того, он может быть способом самоутверждения личности и поддержания статуса. Деструктивные функции – это, в первую очередь, стресс [12].
Мобилизующая функция стресса проявляется, если подобные ситуации повторяются нечасто. В противном случае наблюдается дистресс, который является разрушительным для личности, ведет к депрессиям, фрустрации и снижению жизненной активности.
Наиболее часто встречающаяся проблема, которая серьезно влияет на эффективность труда. Организация – это сложная структура, которая включает в себя индивидов с различным социальным статусом, социальной установкой, мировоззрением, разным уровнем образования. Многие из них стремятся изменить структуру организации или занять в ней более высокий статус. Структура конфликта в организации составляет классическую схему. Причиной является противостояние интересов личностных и организационных. Соотношение и направленность этих интересов могут быть различными. Если это не осознается, то способствует снижению работоспособности, а осознание приводит к началу активных, конфликтных действий. Но это только одна сторона, вторая состоит в конкуренции работников между собой. Организационный конфликт редко объединяет только двух людей. К обоим из них обычно примыкает ряд сторонников, образующих группу поддержки. Другие участники – это посредники или наблюдатели, они нейтральные. Для того чтобы нивелировать организационные культуры, в компаниях проводятся мероприятия по сплочению коллектива. Также этому способствует четкий алгоритм должностных обязанностей (каждый знает, за что отвечает) и мотивационных схем (знание о возможностях получения вознаграждений и бонусов).
Понятие конфликта и его структура тщательно изучаются HR-менеджерами, также постоянно отслеживаются признаки его зарождения в коллективе. Решение конфликтных ситуаций – это одна из самых частых тем при проведении корпоративных тренингов [14].
Политические конфликты – это масштабные события, которые обычно влекут за собой множество последствий. Структура политических конфликтов несколько отличается от всех остальных. У них также есть 5 структурных элементов. Во-первых, это участники конфликта. На уровне государства ими могут быть индивиды, группы, общности, блоки, коалиции. Второй элемент – предмет конфликта. Это само противоречие, точка пересечения интересов конфликтующих сторон. Но существуют и нелогичные ситуации, когда противоборство обусловлено не противоположными интересами, а необходимостью снять напряжение. Конфликтные действия. Они могут быть как активными, так и пассивными. В рамках политического конфликта у сторон много вариантов действий, которые можно предпринять. Они могут носить наступательный и оборонительный характер.
Условием конфликта является социальная среда. Чем большая назрела в ней напряженность, тем легче происходит выплеск. Факторами, способствующими назреванию напряженности, являются: безработица, низкая заработная плата, плохая экологическая ситуация, плохая работа правоохранительных органов. И, наконец, последствия конфликта. Часто они являются неоднозначными, потому как выиграть все общество целиком не может в силу большой разницы интересов. Такова структура политических конфликтов. Этот процесс можно сравнить с лодкой: сначала тяжело раскачать, но потом не менее сложно остановить. Достаточно вспомнить любые политические волнения прошлого, революции, забастовки и прочие масштабные события. Подведем итоги Конфликты – это мощная сила, которая может сработать как на благо (вывести ситуацию из ступора, дать ей возможность развиваться дальше), так и иметь серьезные негативные последствия. Именно поэтому изучением этого явления занимается множество социологов, политологов и психологов. Все они хорошо представляют, какова структура конфликта.
Схема его развития является всегда схожей, неважно, говорим ли мы о паре индивидов или о противоборствующей партии. Иными будут только последствия, поэтому, чем масштабнее конфликт, тем больше внимания к себе он требует. Даже на уровне семьи, в разбор проблем которой включились родственники, заметно сложнее идет их разрешение. Это же можно наблюдать и в различных организациях [18].
Проведя анализ научных психологических исследований, мы пришли к следующим выводам:
1) Причины возникновения конфликтов в младшем школьном возрасте делятся на личностно-психологические и социально-психологические.
2) У младших школьников выделяют пять основных стратегий поведения в конфликте: соперничество, компромисс, избегание, приспособление (уступка), сотрудничество.
3) Основными методами разрешения межличностных конфликтов в младшем школьном возрасте являются: принуждение, совместное решение проблемы, компромисс, посредничество. А управление конфликтами включает в себя распознавание причин конфликтных ситуаций и их предотвращение, целенаправленное воздействие на них, когда они проявились.
4) Результаты эмпирических исследований показали, что «принимаемых» в классе 13 человек, «предпочитаемых» – 5 и 1 «звезда». Только у двоих учащихся выявлены явные проблемы в социализации (у Кирилла это связано с частым агрессивным поведением во время игр, а у Анастасии с длительным отсутствием в классе по причине болезни).
5) Исследование стратегий поведения младших школьников в конфликтных ситуациях показало, что у большинства детей (17 из 19 учащихся) определенный способ поведения в конфликте четко не выражен. Это говорит о том, что их поведение зависит от многих внешних факторов, например, где происходит конфликт (школа, дом, улица), с кем происходит конфликт (родитель, сверстник или учитель).
6) Диагностика типов межличностных отношений выявила, что у большинства детей (13 из 19) нет четко ограниченного типа межличностных отношений. Это говорит о том, что эти учащиеся обладают плавным типом отношений в общении со сверстниками. Оставшиеся учащиеся (6 человек) имеют четко ограниченный тип межличностных отношений.
7) Диагностическое исследование, в целом, показало, что большинство детей способны налаживать отношения с одноклассниками, и поэтому чувствуют себя комфортно в классном коллективе.
Задачи эмпирического исследования решены.
Гипотеза о том, что если учащиеся младшего школьного возраста применяют разные стили поведения в конфликтной ситуации, то это влияет на микроклимат в коллективе – подтвердилась.
Целью работы является изучение психологических особенностей конфликтов в младшем школьном возрасте.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!