Психологические особенности личности глухих детей | Пример курсовой работы

Психологические особенности личности глухих детей

Целью исследования является: изучение психологических особенностей глухих детей.

Существенную роль в сенсорно-перцептивном развитии детей с нарушениями слуха играют осязание и кожные ощущения и восприятия. Для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные, поскольку являются дистантным каналом приема информации, как и утраченный слух. Например, глухие определяют место источника вибрации в два раза точнее, чем слышащие. Развитие вибрационной чувствительности имеет большое значение для овладения устной речью, ее восприятия и произношения. Некоторые из вибраций, возникающих при произнесении слов, улавливаются глухим ребенком при прикладывании ладони к шее говорящего, при поднесении ладони ко рту, при использовании специальных технических средств, включающих вибратор. При этом глухие дети лучше воспринимают такие компоненты речи, как темп, ритм и ударение.
М. В. Горякина‚ М. В. Данилина указывают‚ что у большинства детей с нарушенным слухом нередко, вплоть до подросткового возраста, сохраняется неустойчивость поз и движений, а также потеря равновесия. Страдают ориентация в пространстве, координация и ловкость пальцев рук, что обусловлено тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппаратов. Как следствие, замедлен темп двигательной активности, затруднено формирование двигательных навыков.
Таким образом, обзор литературы по проблеме показал, что при утрате слуха, в той или иной степени, дальнейшее психическое развитие имеет целый комплекс особенностей. Недостатки слухового восприятия обуславливают недостатки речевого развития. Наряду с этим происходит овладение полиглоссией. Мышление имеет наглядно-образный характер, оно остается доминирующим на протяжении всего младшего школьного возраста и переходит на стадию словесно-логического только к юношескому возрасту. В развитии операций анализа и синтеза у детей с нарушениями слуха наблюдается отставание, так как их жизненный опыт менее разнообразен. У них наблюдается замедленное развитие словесной памяти, устойчивости и переключения внимания. Познание окружающего мира происходит с помощью органов зрения, способствуя ориентировки лишь на зрительные образы и тактильные ощущения, что требует колоссальных волевых усилий и, как следствие, ведет к более быстрой утомляемости. Также страдают ориентация в пространстве, координация и ловкость пальцев рук, что обусловлено тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппаратов.
У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, формирование словаря, развитие связной речи. Вторичные нарушения в развитии затрагивают, прежде всего, те функции, которые интенсивно развиваются в раннем возрасте (речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности).
Помимо нарушений речевого развития у детей со слуховым дефектом рано проявляются и другие отклонения. Как подтверждают научные исследования отечественных сурдопсихологов, при сопоставлении особенностей развития детей, имеющих нарушения слуха, с течением нормального развития можно говорить о том, что у них выявляются:
– отклонения, которые следует рассматривать как неадекватное формирование психического опыта, обусловленное сенсорным нарушением;
– отставание в сроках формирования психических функций;
– качественное своеобразие развития психической деятельности в целом.
Не выявленные отклонения, например нарушение слуха, задерживают темп развития ребенка, способствуют формированию эмоциональных и личностных отклонений.
Для психического развития глухих детей, как и всех других, имеющих нарушения слуха, является чрезвычайно значимым, как организуется процесс их воспитания и обучения с раннего детства, насколько в этом процессе учитывается своеобразие психического развития, насколько систематически реализуются социально-педагогические средства, обеспечивающие компенсаторное развитие ребенка.
Целью исследования является: изучение психологических особенностей глухих детей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!