Психологическая готовность к обучению в школе детей с недостатками речевого развития

Цели и задачи

цель исследования – изучить проблемы психологической готовности к обучению в школе детей с недостатками речевого развития.

Введение и актуальность


Прежде всего, нарушение речи отрицательно влияет на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования. Дети с речевой патологией обладают недостаточной динамичность и гибкость мыслительных процессов, замедленным темпом интериоризации умственных действий, повышенной психической истощаемость, недостаточной оперативностью мышления.
Особенности развития высших психических функций, и речи в частности, у детей с речевыми нарушениями приводят к недостаточному уровню cформированности интеллектуальной готовности к обучению.
Необходимо отметить, что психологическая и речевая готовность к обучению детей с речевыми нарушениями считается комплексной психолого-педагогической проблемой, решаемой с участием воспитателей, родителей логопедов и психологов. Решение этой проблемы в процессе коррекционно-логопедической работы предполагает развитие речи и интеллектуальное развитие одновременно.
Таким образом, у детей с недостатками речевого развития наблюдается нарушение всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: личностной, интеллектуальной, социально-психологической. В свою очередь недостаточный уровень психологической готовности переплетается с проблемами физиологической готовности, которая определяется состоянием здоровья ребенка и уровнем развития функциональных систем организма. Поэтому дети с недостатком речевого развития могут испытывать большие трудности в адаптации при поступлении в школу, это обусловливает необходимость выявления речевых дефектов и своевременной помощи.

Заключение и вывод

Целью курсовой работы является изучение проблемы психологической готовности к обучению в школе детей с недостатками речевого развития. В работе нами были проанализированы точки зрения зарубежных и отечественных авторов по данной проблематике.
По результатам исследования мы пришли к следующим выводам, что для детей, которые имеют недоразвитие речи, особое значение в повышении эффективности обучения и профилактике дисграфии и дислексии принадлежит ранней диагностике и коррекции нарушений развития речи и других психических функций, которые обеспечивают успешное овладение процессами чтения и письма.
Основными критериями cформированности речевой готовности являются: cформированность звуковой стороны речи, полная cформированность фонематических процессов, готовность к звукобуквенному синтезу и анализу звукового состава речи, умение пользоваться различными способами словообразования, овладение связной речью, cформированность грамматического строя речи.
У детей недостатком речевого развития наблюдаются трудности в овладении данными компонентами речи, соответственно, отмечается недостаточный уровень cформированности речевой готовности к школе.
По проведенному экспериментальному исследованию можно утверждать, что полученные данные констатирующего эксперимента позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, что процесс выявления языковой готовности к школе у детей с недостатками речевого развития будет успешным при применении комплекса методик, благодаря которым можно определить: недостаточное развитие грамматической и лексической стороны речи; недостаточное развитие самостоятельного высказывания и связной речи.
Из всего вышесказанного следует, что для достижения оптимального уровня готовности к школьному обучению детей с недостатками речевого развития необходимо проводить комплексную работу, а своевременная коррекция речевых расстройств выступает важным условием адаптации детей к новым социальным условиям.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ