Психологическая адаптация дошкольников к условиям детского сада | Пример курсовой работы

Психологическая адаптация дошкольников к условиям детского сада

Цель курсовой работы – изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Цель адаптации ребенка к коллективу детского учреждения вовсе не заключается в нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые, однако, не должны иметь характера семейных.

Выполнение требований, стоящих перед ребенком с момента знакомства с новыми условиями среды, безусловно, является для него трудной задачей. Степень трудности зависит от индивидуальных особенностей имевших место ранее жизненных ситуаций, уровня развития и состояния здоровья ребенка.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. При приеме в ДОУ впервые три года жизни он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи. Изменения окружающей среды выражаются во встрече с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания с детсадовскими.
Незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации при изменении условий среды. При этом изменяется эмоциональное состояние ребенка, у него нарушаются аппетит и другие поведенческие реакции.
Исследования, посвященные социально-гигиеническим аспектам, показали, что для детей дошкольного возраста существует ряд значимых для периода адаптации параметров: заболеваемость, вес, поведение и нервно-психическое развитие, речевая активность. Все эмоциональные реакции ребенка содержат соответствующие вегетативные компоненты (учащается или, наоборот, становятся более редкими пульс и дыхание, краснеет или бледнеет кожа).
Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Эмоциональное состояние основано на изменениях в окружающем ребенка мире и зависит от уровня развития ребенка и его воспитания.
Изменение обычного образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или, напротив, заторможенность.
Трудности приспособления, возникающие вследствие конфликта между требованиями новой среды и возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, вызывают отрицательные эмоции. Чем глубже и внезапнее изменения в окружающей среде, тем глубже и длительнее изменения эмоционального состояния ребенка. Успех адаптационного процесса зависит, прежде всего, именно от состояния эмоциональной сферы.
Говоря об особенностях социальной адаптации у детей дошкольного возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации – поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменения реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.
Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
А) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
Б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
В) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по-настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.
Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка – это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того, они советуют и родителям обращаться с ребенком также. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работки трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем младшем и дошкольном возрасте воспитывать ребенка только в семье, что также неправомерно.
Результаты эмпирического исследования показали, что для дошкольников с высоким уровнем адаптации характерна включенность в окружающую действительность, принятие норм и ценностей социума. Для них характерны высокие показатели по критериям адаптации, что свидетельствует о бодром настроении, быстром засыпании без дополнительных воздействий, длительность сна соответствует возрасту, хорошем аппетите, положительном отношении к высаживанию на горшок, активном проявлении познавательных потребностей. Адаптированный ребенок уверен в себе и проявляет адекватность к оценке взрослых. Для таких детей характерна высокая степень развитости коммуникативных качеств личности и межличностных отношений, что указывает на высокую общительность таких детей как с детьми, так и со взрослыми, при этом часто общаются с детьми старше себя. Также для дошкольников с высоким уровнем адаптации свойственно проявление более низкого уровня тревожности, и для них характерно ситуативное переживание дискомфорта и отрицательных чувств в ограниченном, единичном типе ситуаций, представляющих реальную угрозу ребенку.
Но все же, родителям рекомендуется не бояться трудностей адаптационного периода. Для этого необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад, ясли и таким образом, можно будет избежать неприятностей.
Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение включает:
Укрепление здоровья.
Формирование опыта и навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Приучение к режиму дня.
Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.
Формирование навыков самообслуживания; культурно-гигиенических навыков и привычек.
Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.
Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Цель курсовой работы – изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!