Прямые налоги в рф и перспективы их развития | Пример курсовой работы

Прямые налоги в рф и перспективы их развития

Целью данной работы является рассмотрение особенностей состояния и перспектив развития системы прямых налогов в РФ.

Налог на доходы физических лиц относится к прямым личным (подоходным) налогам. Он был установлен в начале XX века (США – 1909, 1913 годы; Россия – март 1917 года; Япония – 1889 год; Франция – 1916 год). Налог имеет много названий: подоходный, на доходы от имущества, налог с корпораций, налог с прибыли, налог с общего дохода и т.д. Во Франции его название звучит так: налог с торгово-промышленных промыслов, с зарплаты, с доходов лиц свободных профессий (адвокатов, художников и т.д.). В некоторых странах это один налог и для физических, и для юридических лиц (Англия, Италия – по одному закону), в других он взимается раздельно (США, ФРГ, Япония).
В России налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из видов прямых налогов (табл.2). Исчисляется он в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных от налогообложения. Порядок расчета и уплаты НДФЛ предусмотрен главой 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Таблица 2 – Таблица элементов состава некоторых прямых налогов
Налог Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Страховые взносы с работодателей Транспортный налог Налог на имущество физических лиц
1 2 3 4 5 6
Вид налога федеральный, прямой (подоходный) федеральный, прямой (ресурсный) федеральный, прямой (“зарплатный”) региональный, прямой (поимуществ.) местный, прямой (поимуществ.)
Нормативный правовой акт (акты), регул. уплату налога гл. 23 НК РФ гл. 26 НК РФ гл. 34 НК РФ гл. 28 НК РФ, региональные законы “О трансп. налоге” гл. 32 НК РФ, реш. гор. органов власти “О налоге на имущество физических лиц”
Налогоплательщик (н.п., основной) орг. – организации; и.п. – индивид. предприн.; ф.л. – физ. лица (в т.ч. и.п.). ст. 207 НК РФ: ф.л. ст. 334 НК РФ: орг. и и.п. – пользователи недр Подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ: орг. и ф.л. ст. 357 НК РФ: орг. и ф.л., на которых зарег. отд. виды трансп. ср-в (а/м, теплоходы, самолеты и др.)
ст. 400 НК РФ: ф.л., обл. правом собств. на отд. виды недвиж. имущ.
Предмет (основной) ст. 209 НК РФ: доход ст. 336 НК РФ: добытое (извлеченное) полезное ископаемое. п. п. 1, 2 ст. 420 НК РФ: выплаты и иные вознагр. в пользу ф.л. за работы, услуги п. 1 ст. 358 НК РФ: отд. виды зарег. трансп. ср-в (а/м, теплоходы, самолеты и др.) п. 1 ст. 401 НК РФ: отд. виды недвиж. имущ. (квартиры, дома и др.)
Объект (основной) ст. 209 НК РФ: получение н.п. дохода (в виде зарплаты, от проф. деят., от реализации товаров (работ, услуг), и др.)
ст. 336 НК РФ: деят. н.п. по добыче (извлечению) полезного ископаемого п. п. 1, 2 ст. 420 НК РФ: осущ. н.п. выплат и иных вознагр. в пользу ф.л. за работы, услуги ст. 357 НК РФ: владение н.п. отд. видами зарег. трансп. ср-в ст. 400, п. 1 ст. 401 НК РФ: владение н.п. отд. видами недвиж. имущ. (квартиры, дома и др.) на праве собств.
Вид объекта деятельность (реальный экон. результат) деятельность (реальный экон. результат) деятельность (реальн. экон. результат – расход) состояние – результат действия (в т.ч. приобр. трансп. ср-в) состояние – результат действия (в т.ч. приобр. недвиж. имущ.)
Масштаб (основной) характеристика предмета (физическая, стоимостная, количественная, др.) ст. 210 НК РФ: денежное выражение доходов ст. 338 НК РФ: для нефти (газа, угля) – кол-во в тоннах (куб. м); для иных видов – ст-ть в руб. ст. 421 НК РФ: сумма выплат и иных вознагр., начисленных в отн. каждого ф.л. ст. 359 НК РФ: для разных видов трансп. ср-в: мощн. (сила тяги) двиг.; вал. вместимость; кол-во трансп. ср-в п. 1 ст. 402 НК РФ: кадастровая ст-ть в руб.
Единица масштаба ст. 317 ГК РФ: денежные обязательства выражаются в рублях ст. 210 НК РФ: руб. ст. ст. 338, 342 НК РФ: для нефти (газа, угля) – тонны (тыс. куб. м.); для иных видов – руб.
ст. 421 НК РФ: руб. ст. 359 НК РФ: для разных видов трансп. ср-в: лошад. силы; кг силы тяги; регистр. тонн; ед. штук ст. 24.15 Фед. з-на от 29 июля 1998 г. “Об оценочной деятельности в РФ”: рубль
База стоимостная, физическая или иная ст. 210 НК РФ: денежн. выр. в руб. получ. дох.,
ст. ст. 338, 342 НК РФ: для нефти (газа, угля) – кол-во в ст. 421 НК РФ: сумма в руб. выплат и иных ст. 359 НК РФ: для разных видов трансп. ср-в: п. 1 ст. 403 НК РФ: кадастровая ст-ть имущ., указанная в
Продолжение табл.2
1 2 3 4 5 6
характеристика предмета через масштаб и единицу уменьш. на вычеты тоннах (в тыс. куб. м.); для иных видов – ст-ть в руб. вознагр., начисленных в отн. каждого ф.л. мощность двиг. в л. с.; сила тяги в кг; валовая вместимость в регистр. тоннах; кол-во ед. трансп. ср-в ЕГРН по сост. на 1 янв. года, являющегося нал. пер.
Ставка размер налога на единицу ст. 224 НК РФ: 13% (станд.), 35% (выигр. > 4 000 руб.), 30% (для нерезидентов) и др. п. 2 ст. 342 НК РФ: для нефти – 919 руб/тонну, для газа – 35 руб. за 1 000 куб. м (корр. на поправ. коэфф.), для иных видов – от 3,8% до 8% ст-ти в руб. ст. 426 НК РФ: 30% (в пределах уст. предельн. величины базы), 15.1% (при превыш. уст. предельн. величины базы) статьи региональных законов: с каждой л. с.: от 9 до 250 руб., с каждого кг силы тяги: 100 руб., с каждой регистр. тонны: 100 руб., с ед. трансп. ср-ва: 1 000 руб., для дорогих л/а – корр. коэфф. п. 2.1, 2.2 реш. гор. органов власти: при кадастр. ст-ти имущ. до 10 млн руб. – 0,1%, от 10 до 50 млн руб. – 0,2%, от 50 до 300 млн руб. – 0,3%, свыше 300 млн руб. – 2%
Льготы, вычеты, расходы (факульт.): могут уменьш. нал. базу (оклад), осв. от упл. отд. кат. н.п. и т.д. ст. 219 НК РФ: соц. вычеты – сумма расх. ф.л. на обучение, ст. 221 НК РФ: проф. вычеты – сумма расх. и.п., связ. с получ. дох.
п. 1 ст. 342 НК РФ: ставка 0% (0 руб.) при добыче полезн. ископ. в части нормативных потерь п. 2 ст. 431 НК РФ: сумма страх. взн. уменьшена на расходы на врем. нетрудосп. статьи региональных законов: пенсионеры упл. 50% налога на один л/а с мощн. двиг. до 150 л. с. п. 3 ст. 403 НК РФ: нал. база в отн. кв-ры уменьш. на величину кадастр. ст-ти 20 кв. м общ. площ.
Лицо (лица), исчисляющее налог н.п. – налогоплательщик (презюм. – п. 1 ст. 52 НК РФ); н.а. – налог. агент; н.о. – налог. орган н.п., н.а. – ст. 226 НК РФ – при выплате зарплаты ф.л. н.о. – п. 8 ст. 227 НК РФ – оцен. аванс. платежи и.п. н.п. н.п. н.п. (орг.), н.о. – п. 1 ст. 362 НК РФ – для ф.л.
н.о. – п. 1 ст. 408 НК РФ
Налоговый период ст. 216 НК РФ: календ. год ст. 341 НК РФ: календ. месяц ст. 423 НК РФ: календ. год п. 1 ст. 360 НК РФ: календ. год ст. 405 НК РФ: календ. год
Отчетный период (факульт.):
Анализ теоретических источников позволил сделать ряд следующих выводов:
1. Прямые налоги и сборы в большей степени соизмеряются с платежеспособностью населения, имеющимися доходами и имуществом, что отличает их от косвенного налогообложения.
Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и на уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.
2. Прямые налоги и сборы являются серьезным источником доходов государства. Они имеют ряд достоинств: напрямую платят лица, имеющие доход или имущество, а не конечный потребитель, как в косвенном налогообложении; быстрее поступают в бюджетную систему РФ в отличие от косвенных налогов; наиболее просто администрируются. Кроме того, следует наблюдать за соотношением между косвенными налогами и прямыми налогами в сторону увеличения доли последних до 64% в общем объеме налоговых доходов, что свидетельствует о здоровом экономическом климате и развитии государства.
3. Проведенный анализ поступления прямых налогов и сборов в бюджетную систему за 2015 – 2016 гг. показал, что в их числе на первом месте по объему поступлений налог на добычу полезных ископаемых, на втором месте – налог на прибыль организаций и на третьем месте – налог на доходы физических лиц. По всем прямым налогам и сборам поступления повышаются. Прямые налоги и сборы занимают наибольшую долю в сумме налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ. По состоянию и удельному весу прямых налогов и сборов можно судить об экономике страны.
4. Законодательство в сфере прямого налогообложения регулярно меняется. Принципиально важно отметить преемственность в развитии налогового законодательства: сохранение общих подходов к регулированию прямых налоговых отношений и основных начал законодательства о прямых налогах, сохранение структуры налоговой системы, особенностей правового регулирования каждого из прямых налогов, порядка исполнения налоговой обязанности, прав и обязанностей субъектов налогового права, форм и методов, а также порядка осуществления налогового контроля, положений об ответственности за налоговые правонарушения, порядка обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, сохранение специфических понятий и терминов и их определений (таких, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период», и других). Обновление и преемственность являются положительными сторонами процесса развития законодательства.
5. В целом для стабильного и динамичного развития прямых налогов и сборов предлагаем: ужесточить меры налогового администрирования и контроля; упростить порядок исчисления и взимания по некоторым прямым налогам и сборам; выявить неучтенные объекты и в принудительном порядке поставить на учет; выявить скрытые доходы и прибыль организаций и физических лиц; наполнить и уточнить информационную базу по прямым налогам и сборам; определить налоговую базу по имущественным налогам.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей состояния и перспектив развития системы прямых налогов в РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!