Проявление агрессивности в дошкольном образовании

Цели и задачи

Цель исследования: проанализировать теоретические основы проявления агрессивности в дошкольном образовании, а также разработать и проверить эффективность программы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Опыт работы с детьми этого возраста показывает, что подавляющее большинство детей 1,5-2-летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Это наводит на размышления о том, что ребенок включает собственные вещи, в том числе и игрушки, во внутренние границы «Я» и рассматривает их как части самого себя. Недифференцированность и слияние всех частей «Я» приводит к невозможности установления контакта с окружающими в этой сфере отношений. Поэтому, естественно, что ребенок будет воспринимать просьбу мамы: «Дай поиграть свою машинку этому мальчику!» почти как равную просьбе: «Оторви руку и дай ее поносить другому ребенку!». Очевидно, что реакция ребенка будет вполне предсказуемой.
Нередки конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками. Они возникают в тех случаях, когда эти границы пересекаются, т.е. несколько детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку, или один из детей пытается расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек.
В последние годы педагоги ДОО отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы и драчливы.
Данная тенденция имеет несколько причин. Не секрет, что на подрастающего ребенка воздействует огромное количество внутренних и внешних факторов. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными проявлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Зачастую у ребенка происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек. Даже возникает недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить в том числе патологический характер. У дошкольника формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом «арсенале» иного, положительного опыта [11].
В числе эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, - повышенная детская агрессивность. В мире и в других людях ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельство его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему определенный вред.
Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть самые разные. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Но прежде чем научить ребенка справляться со своей агрессией, необходимо проанализировать все факторы, которые обусловливают становление и развитие агрессивного поведения в детском возрасте.
Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из двух источников: семья и взаимодействие со сверстниками. «Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр» [24, с. 17].
«Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий предполагают силовые методы, особенно физические наказания» [9, с. 21].
Дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, то они могут забыть причину, которая породила подобные действия, но будут помнить о боли, нанесенной им» [11, с. 35]. Правила поведения все равно не будут ими усвоены.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Рамки семьи в старшем дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы и города. Ребенок открывает мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. У него возникает потребность во взрослой жизни, желание активно в ней участвовать. На данном этапе ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Ребенок стремится к еще большей самостоятельности, но на данном этапе эта потребность еще не может быть реализована. Данное противоречие и способствует развитию игры. В старшем дошкольном возрасте дети находятся на стадии развития игры, в которой моделируют реальные отношения между людьми. В этом возрасте складывается индивидуальная мотивационная система ребенка. Среди устойчивых мотивов начинают выделяться доминирующие мотивы, которые характеризуют индивидуальность личности. В старшем дошкольном возрасте ребенок сначала приобретает умение оценивать действия других детей, затем уже свои собственные. На данном этапе происходит осознание своих чувств, то есть старший дошкольник уже может выразить свои переживания. Все эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, но из этого не следует снижение интенсивности эмоциональной жизни ребенка. Ребенок все еще существо импульсивное, но существо управляемое. А.В. Запорожец указывал на существовании механизма эмоционального предвосхищения. В раннем детстве аффект - последовательное звено в цепочке событий. В дошкольном возрасте еще до того, как ребенок начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, который отражает будущий результат. Следовательно, ребенок уже знает о том, хорошо либо плохо он поступает.
Таким образом, исследования и многолетние наблюдения ученых показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, которые способствуют ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска.

Заключение и вывод

В исследовании раскрылся вопрос психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы доказана на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях. ФГОС дошкольного образования определяет ведущие задачи образования такие как, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление саморегуляции собственных действий. Агрессивное поведение ребенка дошкольного возраста становится преградой, на пути к достижению этих целей.
В ходе исследования, мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста и выяснили, что в отечественной науке ей занимались: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В. Шмитд, A.A. Реан, H.A. Дубинко, С.А. Завражин, М.П. Квадрициус, С.Л. Колосова, Н.Э. Маликова, C.B. Михейкина, Н.Г. Осухова, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Ф.Е. Василюк, С.Н. Ениколопов, И.А. Фурманов и др. В зарубежной науке агрессивное поведение детей дошкольного возраста изучали М. Кляйн, А. Фрейд, К. Хорни, Г. Паренс, Г. Фигдор, А. Бандура и др. Мы конкретизировали понятие «агрессивное поведение детей дошкольного возраста». Под агрессивным поведением детей дошкольного возраста мы понимает - определенные действия ребенка, причиняющие ущерб другому человеку или объекту;
Также в работе были выделены психолого-педагогические условия процесса коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста:
1)включение в непосредственную образовательную деятельность детей дошкольного возраста технику песочной терапии;
2)расширить компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
3)повысить педагогическую грамотность родителей в аспектах коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
В качестве наиболее приемлемого и эффективного психотерапевтического средства в работе с детьми старшего дошкольного возраста многие ученые - Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О., 3. Фрейд и другие упоминают изобразительное искусство, однако в литературе не встретились конкретные практические разработки использования данной технологии для коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Отсюда цель:исследовать изобразительную деятельность как метод коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Мы предположили, что агрессивность детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности, а изобразительная деятельность является эффективным средством коррекции агрессивности у старших дошкольников как метод, основанный на принципе «расширения спектра альтернативных реакций», способствующий развитию адаптивных навыков, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, развитию эмпатии. Поэтому специально организованные упражнения, направленные на снижение уровня агрессии и формирование навыков конструктивного взаимодействия, будут способствовать снижению уровня агрессивности.
Для подтверждения данной гипотезы был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, в котором рассмотрены такие вопросы как понятие «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение», виды агрессии, особенности агрессивного поведения детей, факторы и предпосылки возникновения агрессии у детей, коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников, раскрыта роль изобразительного искусства как метода коррекции агрессивного поведения у детей. Анализ литературы показал, что эффективным средством коррекции агрессивности и агрессивного поведения в работе с детьми старшего дошкольного возраста является изобразительная деятельность, яркие образы, четкая моральная ориентация, явления и поступки, доступные пониманию дошкольника, вызывающие интерес. Особенности восприятия рисунка ребенком старшего дошкольного возраста, как и методология изобразительной деятельности, позволяют работать как в одном направлении, так и комбинировать формы работы, сочетая множество приемов. Это способствует разнообразию занятий и дает возможность корректировать различные формы агрессивного поведения.
Результаты констатирующего эксперимента указали на необходимость проведения специально организованной коррекционно-развивающей работы. С детьми экспериментальной группы была организованна работа по коррекции агрессивного поведения, сформирована группа из 15 человек, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, в отношении детей контрольной группы никаких дополнительных воздействий не осуществлялось.
Исходя из анализа литературы, формирующий эксперимент заключался:
- в составлении и осуществлении на практике серии упражнений, направленных на снижение уровня агрессии и формирование навыков конструктивного взаимодействия;
- в работе с родителями детей и педагогами.
Коррекционная работа проводилась в четырех направлениях:
1) обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
2) обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
По завершении формирующего эксперимента, с целью отслеживания динамики изменения уровня агрессивности и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста и оценки эффективности коррекционной работы, была проведена повторная диагностика, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. В результате проведения контрольного эксперимента, данные об уровне агрессивности и агрессивного поведения у детей показали, что в экспериментальной группе произошло снижение доли детей, имеющих высокие показатели уровня агрессивности на 20%, детей имеющих средние показатели агрессивности на 7%. На 27% увеличилось число детей, имеющих низкий уровень агрессивности. В экспериментальной группе произошло снижение доли детей, имеющих высокие показатели уровня агрессивного поведения на 20%, детей имеющих средние показатели агрессивного поведения на 14%. На 34% увеличилось число детей, имеющих низкий уровень агрессивного поведения. Данные контрольного эксперимента показали преобладание среднего и низкого уровня агрессивности и агрессивного поведения у детей экспериментальной группы детей.
Результаты контрольного эксперимента говорят о том, что изменения произошли в обеих группах. Но более заметные изменения по снижению доли детей с высоким и средним уровнем агрессивности и агрессивного поведения произошли в экспериментальной группе, где осуществлялось целенаправленное воздействие посредством специально организованной игровой деятельности.
Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают эффективность коррекции агрессивности и агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством специально организованных упражнений, основанных на изотерапии, как методе коррекции агрессивности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ