Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста | Пример курсовой работы

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Автор отмечает, что деструктивный компонент активности человека необходимо в спорте, творческой и других видах деятельности. В спортивном единоборстве, например, агрессия (в пределах правил) должна быть деструктивной для противника, чтобы быть конструктивной для ее субъекта и для спортивной ценности поединка. Но «позитивная агрессия» может быть расценена как таковая только в конкретной ситуации и только в зависимости от конкретного контекста [3].
С.Л. Кравчук отмечает, что кроме положительных и отрицательных, агрессия характеризуется и амбивалентными функциями – реализует потребности в определенных эмоциональных переживаниях, обеспечивает осуществление мести, снимает эмоциональное напряжение, играет роль некоторой формы катарсиса, выступает средством достижения определенной цели обеспечивая решения конкретных задач как социально одобряемых, так и социально не одобряемых [16].
Большинство психологов разделяют мнение о существовании двух основных типов агрессии: враждебной и инструментальной. Термин «враждебная агрессия» (или «эмоциональная агрессия») обычно применяется в тех случаях, когда основная цель агрессора заключается в причинении жертве страданий или другого вреда. Термин «инструментальная агрессия», наоборот, применяется в случаях, когда агрессия выступает в качестве средства достижения определенной цели (деньги, социальный статус, территория) [20].
О.Ю. Дроздов указывает, что некоторые агрессивные действия могут сочетать в себе как инструментальную, так и враждебную агрессию [11]. С. Г. Сукиасян выделяет три основных типа (уровня) агрессии: индивидный, субъектно-деятельностный и личностный [27]:
1) индивидный тип состоит в самозащите, защите своего имущества, детей,
2) субъектно-деятельностный тип проявляется в обычном для человека стиле поведения и связан с попыткой достичь своей цели, успеха или с обратной реакцией на угрозу,
3) личностный тип связан с мотивационной сферой человека, его самосознанием и выражается в предоставлении преимущества насильственным средствам в достижении своих целей.
Б. Крэйхи предложила более обобщенную типологию агрессивного поведения по следующим производными [17]:
модальность реакции: вербальная / физическая;
качество реакции: действие / бездействие;
непосредственность: непосредственное / опосредованное;
возможность наблюдать: открытое / скрытое;
подстрекательство: неспровоцированной / мстительное;
целеустремленность: враждебная / инструментальная;
вид вызванного вреда: физическая / психологическая;
продолжительность последствий: краткосрочные / долгосрочные;
социальные единицы, которые задействованы: индивидуальная / групповая.
Таким образом, понимание агрессии в научной литературе достаточно неопределенное и неоднозначное. В классической интерпретации агрессия представляет собой поведение, направленное на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного с собой обращения. При этом характерной особенностью поведения агрессора является попытка вызвать наибольший вред объекту агрессии и при этом самому испытать как можно меньший вред.
В рамках главы были проанализированы различные подходы к определению понятия «агрессия» в психолого-педагогической литературе, выделены причины появления агрессии, её механизмы и виды.

На основе теоретического анализа подходов отечественных и зарубежных психологов по определению агрессии как психологического явления были предложены следующие определения:
1) агрессия – как психическое состояние;
2) агрессия – как свойство личности;
3) агрессия – как объект необходимости;
4) агрессия – как поведенческое проявление.
Причины возникновения агрессивного поведения могут быть различными и сегодня существует большое количество теории, объясняющих причины возникновения агрессивного поведения, его природу. Тем не менее можно выделить несколько причин, вызывающих такое деструктивное поведение:
-врожденные побуждения и задатки;
-потребности, активизируемые внешними стимулами;
-познавательные и эмоциональные процессы;
-актуальные условия в сочетании с предшествующим научением
Большинство психологов разделяют мнение о существовании двух основных типов агрессии: враждебной и инструментальной.
2. Изучены особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – памяти, внимания, восприятия и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
Наиболее острой проблемой не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом является агрессивность детей. Причиной выступает целый ряд неблагоприятных факторов, к которым можно отнести: ухудшение социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, невнимательность и халатность образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию подрастающего поколения.
В отечественной и зарубежной психологии используются разные формы и методы, помогающие проводить профилактику агрессивного поведения у детей. К методам профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести игровую терапию, включающую в себя проективное рисование, куклотерапию, музыкотерапию.
Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!