проведение исследования игровой деятельности дошкольников | Пример курсовой работы

проведение исследования игровой деятельности дошкольников

Целью данной работы является проведение исследования игровой деятельности дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду – очень эффективный метод воспитания ребенка. К тому же, ее невозможно заменить никаким другим видом деятельности. Ролевые игры развивают у малыша творческие способности и учат ребенка их проявлять. Сюжетные игры рождают у детей новые формы желаний – ребенок хочет быть другим. Кроха хочет действовать так, как надо в соответствии с ролью. Понятия «хочу» и «надо» соединяются. Правило становится желанием. Несмышленыш учится направлять свое поведение, учится творчески мыслить и развивает воображение.
Правда у малыша может не доставать жизненного опыта и эмоциональной устойчивости для проявления нравственных чувств. Поэтому опытный педагог в ходе игры постарается направить и будет способствовать нравственному воспитанию детей. Главное не забывать – игра должна быть интересна малышу.
Для детей сюжетно-ролевая игра связана в первую очередь с приобретением знаний, и черпают они их из рассказов взрослых и из детских книг. Хотя пользу сюжетные игры приносят не только для деток дошкольного возраста. Дети среднего и старшего возраста тоже очень любят собираться вместе, чтобы обыгрывать какие-то сценки или сюжеты из хорошо знакомых им жизненных ситуаций. Такие игры наделяют ребенка силой, которой он не обладает в реальном мире и которой лишен по определенным причинам. Можно сказать, не преувеличивая, что сюжетно-ролевая игра – это высшая коммуникативная форма детского общения [13, c.51].
Сюжетно-ролевая игра (детский сад – лучшее место для ее проведения) включает следующие взаимосвязанные компоненты:
– Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».
– Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.
– Роль. Во время игры малыш не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.
– Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие – это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.
– Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены [14, c.74].
Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.
Воспитатель заботится о создании необходимой обстановки. Чтобы возникла сюжетно-ролевая игра, младшая группа строго разделяется на зоны. В одной части группового помещения куклы пьют чай, в другой расположен гараж для игрушечных машин, в третьей воспроизведён интерьер магазина.
В средней группе от зонирования необходимо отказаться, так как чёткая организация пространства тормозит инициативу дошкольников, мешает им творчески проявить себя. Дети создают игровое пространство сами, поэтому педагог предусматривает переносные ширмы, небольшие коробки, мягкие модули, кукольную мебель. Костюмы располагаются на вешалках, атрибуты помещаются в коробки. На каждую коробку приклеивается картинка, чтобы малыши могли понять, где лежат те или иные вещи. Сюжетно-ролевая игра в старшей группе также организуется детьми.
Обогащению содержания способствуют кубики, конструкторы, природные (жёлуди, каштаны, шишки) и бросовые (катушки без ниток, пластиковые бутылки, куски ткани) материалы. На прогулке дети играют с камешками, ветками деревьев (палочками), опавшими листьями, песком.
Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе могут проходить в таком плане: ребята интерпретируют отношения между людьми, использование предметов перестаёт быть обязательным, хоть и не исключается вообще. Таким образом развивается воображение.
Д.Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» выделил 4 этапа, которые проходит игра в своем развитии [22, c.35].
Михайленко Н.М., Короткова Н.А. Выделяют три последовательных этапа развития и руководства сюжетно-ролевой игрой.
1 этап — обогащение игровых действий
2 этап — развитие ролевого поведения детей в игре
3 этап — обучение сюжетосложению в игре [12, с.36].
В современных исследованиях вводится понятие «педагогическое взаимодействие», как вид поддержки, содействия сюжетно-ролевым играм детей. С этой целью предлагаются три направления работы:
— помощь в организации взаимодействия детей в совместных играх;
—обогащение событийной стороны содержания игры;
—создание игровой среды.
Игровая позиция воспитателя включает умения: коммуникативные (приемы общения), анализирующие (приемы наблюдения и диагностирования), творческие (креативные).
Основные требования к организации игровой деятельности предполагают отсутствие авторитаризма, навязывания детям тематики игр, партнеров, предметов; принцип развития игровой динамики; поддержка игровой атмосферы; построение «игрового пространства» (С.Л. Новоселова) вместе с детьми; принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности [21, c.52].
Игра – это действия в условных, выдуманных обстоятельствах. Служит она для усвоения того или иного материала как в практической, так и в условной форме. Можно сказать, мнимая ситуация. Игры для детей крайне важны. Они являются основным инструментом обучения. И изучения окружающего мира в том числе. Виды игр и их классификация для дошкольников по ФГОС подразумевает разбиение на несколько больших классов всех возможных вариантов.
В рамках данной работы были рассмотрены сюжетно-ролевые игры и дидактические. В ходе сюжетно-ролевой игры наблюдается какой-то сюжет, событие. У участников есть свои роли, которые они должны выполнять. Театрализованное представление, развлекательная детская праздничная программа или просто придуманная история, в которой ребенок “живет” – все это сюжетно-ролевые игры. Способствуют развитию фантазии, а также иногда обучают соблюдению тех или иных правил. Для детей сюжетные игры очень интересны. Правда, они скорее покажутся им развлекательными.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.
Учится, играя – идея, которая увлекала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Ведь, играть, общаясь со своими воспитанниками, это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребёнком, которое с лихвой вознаграждается – блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к воспитателю.
В какую бы игру ни играл ребёнок, важно, чтобы она была захватывающей, интересной, способствовала воспитанию и развитию малыша.
Целью данной работы является проведение исследования игровой деятельности дошкольников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!