проследить процесс становления экспериментального метода в общенаучной традиции | Пример курсовой работы

проследить процесс становления экспериментального метода в общенаучной традиции

Цель исследования – проследить процесс становления экспериментального метода в общенаучной традиции.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) является основоположником логики и ряда отраслей специального знания. Аристотель родился с стагире, во Фракии. Образование получил в Афинах, в школе Платона. В 335 году до н.э. основал в Афинах собственную школу (ликей). Предметом науки Аристотеля являлось то общее, что можно постигнуть умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом, единичном и понимается через него. В качестве условия познания общего выступает индуктивное обобщение, которое в свою очередь невозможно без чувственного восприятия.
Формальная логика Аристотеля находится в неразрывной связи с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических формах Аристотель видел вместе с тем и формы бытия. В гносеологическом аспекте Аристотель разделял достоверное знание (Аподейтика) и недоказанное, носящее статус мнения (диалектика). Последняя цель науки, согласно учению Аристотеля – определение предмета, а его условие – соединение дедукции с индукцией.
Аристотель не выделял понятие, которое могло бы быть предикатом всех других понятий. Из этого следует, что различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде. Поэтому Аристотель ввел категории, то есть высшие роды, к которым сводятся остальные роды всего сущего.
Мысленные эксперименты Аристотель умело сочетал с прикладными. В частности, он уделил вниманию процессу формирования человеческого пола. Методом вскрытия рыб и млекопитающих он сумел доказать, что пол новорожденного не зависит от его расположения в утробе матери.
Стремление применять эмпирические методы на практике прослеживается и у Платона. В частности, в его взгляде на полезность астрономии. Он указывал на то, что исследование небесных светил было бы полезно воинам с точки зрения развития разума, а не чувственного воспитания. Хотя в большей степени призыв Платона можно рассматривать как умозрительное признание роли эксперимента, поскольку сложно себе представить, чтобы в Античности нашелся инструментарий для проведения экспериментов в области астрономии.
Лидером по проведению экспериментов в Древней Греции можно считать Птолемея. В частности, он вполне успешно проводил оптические опыты, объясняя распространение света. Благодаря его экспериментам с зеркалами оказалась доказаны теоремы о том, что угол падения равен углу отражения, «зрительный луч» распространяется по прямой траектории.
Большинство экспериментов проводились античными исследователями в области медицины (не случайно, каждому современному человеку знакомо имя Гиппократа). В основном они сводились к изучению физиологических процессов. Он не только наблюдал и записывал каждодневное течение заболеваний, но также упоминал о возможности посмертного изучения человеческого тела.
Как мы видим из приведенного в данном параграфе материала, применение метода эксперимента в античной науке носит несистемный характер применения и зависит, скорее, от личного взгляда исследователя на значение эксперимента. Таким образом, значением применения греками эксперимента можно считать закладку теоретических основ для его дальнейшего развития и применения. В первую очередь незначительное распространение эмпирических методов в целом и эксперимента в частности, связано с античным пониманием науки, которое выражалось в постижении первоначал. При этом методологически это достигалось умозрительным созерцанием явлений и процессов.
Период Античности не сформировал эксперимент как самостоятельный метод. В частности, мы можем связать это с тем фактором, что на этом этапе наука и философия еще не были разделены в значительной степени. Наука зависела от философии, поэтому ей не полагалось обладать собственным инструментарием. Именно поэтому эксперимент здесь носил умозрительный, философский подтекст.
Широкое применение метода эксперимента стало возможным благодаря новоевроепейским трансформациям в понимании науки и ее ключевого места в системе знаний. Природа была лишена чувственности (которая приписывалась ей со времен античности) и сводилась к механизму, который вполне естественно было изучать экспериментальными методами.
Новое время – это эпоха, в которой берет свое начало капитализм. Именно капитализм продиктовал потребности в десакрализации и формировании научного мировоззрения. Благодаря потребностям капитализма наука становится на новый виток своего развития – активно развивается книгопечатание, создаются научные институты, в частности – академии наук. С размышлений об обществе и природе был снят ореол святости и недоступности человеческому разуму, общество и природа становятся полноценными предметами познания. На смену религиозному восприятию действительности (которое господствовало в предшествующих Новому времени Средних веках) приходит научное познание, основными чертами которого являются:
Отсутствие ссылок на сверхъестественные силы;
Даются объяснения, устанавливаются причинно-следственные связи процессов и явлений, предлагаются рационализаторские решения проблем.
Безусловно, в данной работе мы рассмотрели далеко не всех исследователей Античности и Нового времени, которые сделали весомый вклад в развитие экспериментальной науки и философии. Эту работу можно считать скорее наброском к описанию вклада европейских ученых в историю науки.
Цель исследования – проследить процесс становления экспериментального метода в общенаучной традиции.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!