Происхождение темперамента и возможности его изменения и развития

Цели и задачи

Цель исследования: выявить характер связи непосредственно между темпераментом и общими способностями у детей старшего школьного возраста.

Введение и актуальность


Флегматический темперамент характеризуется отсутствием аффекта, а не инертности (вялости). Флегма как отсутствие силы, есть стремление к бездействию, отсутствие желания реализовывать деятельность, даже в том случае, когда импульсы к ней очень мощные. Склонности флегматика нацелены, в первую очередь, на насыщение и сон. Флегма как сила есть умение нелегко и медленно приходить в движение, однако на продолжительный период времени. Индивид, имеющий в крови хорошую дозу флегмы, нагревается неторопливо, однако на протяжении длительного периода времени хранит тепло. Флегматик с трудом гневается, изначально сомневается в необходимости своего гнева. Флегматик, как правило, не склонен применять новые варианты поведения, потому что придерживается и поступает по ранее сложившемуся образцу поступков. Темперамент человека флегматика существует как бы в промежутке между всех остальных типов темпераментов. Флегматики могут дать правильную оценку себе, однако в некоторых случаях склонны занижать свой фактический потенциал и возможности. Они в некоторых случаях теряют уверенность в себе, потому что являются очень скромными по натуре и не склонны похваляться. В деятельности флегматики логичны и выдержаны. Они не способны прекратить невыполненную работу и тут же переключится на другую деятельность, потому что не любят незаконченных и неожиданных дел. Помимо прочего индивид с данным темпераментом медленно «включается» в новую для него деятельность. Следуя этому, для флегматиков исключена деятельность, требующая стремительного переключения внимания и быстроты действий. Личности флегматического типа испытывают трудности при приобретении новых знакомств, связей и при приспособлении к новым людям. Однако, из-за эмоциональной стабильности и бесконфликтности флегматики с легкостью находят контакт со всеми типами темперамента и приживаются в любой группе.
Издавна известна обусловленность течения психических процессов и поведения человека от деятельности нервной системы, которая играет ведущую и управляющую функцию в теле индивида. Теория взаимосвязи общих свойств нервных процессов с типами темперамента представлена Иваном Петровичем Павловым [33]. Она была разработана и эмпирически подтверждена в работах его приверженцев.
И. П. Павлов в ходе изучения у собак особенностей появления условных рефлексов, отметил существование персональных различий в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Данные отличия выявлены в скорости и верности появления условных рефлексов, и в особенностях их угасания. Эти результаты дали возможность И. П. Павлову сформулировать, гипотезу о возможности их объяснения лишь разнообразными эмпирическими исследованиями, фундаментом которых являются основополагающие свойства нервных процессов — возбуждения и торможения. К ним относятся непосредственно сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность.
Обоснованные И. П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, образовывающие тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Тип формируется из свойственных для человека ведущих свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности процессов. Отличают сильные и слабые типы. Следующим базисом разделения для сильных типов является уравновешенность нервных процессов. Личности разделяются на уравновешенных и неуравновешенных. Для неуравновешенного типа свойственно доминирование возбуждения над торможением. Сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные. Основанием для разделения является непосредственно подвижность нервных процессов.
Типы нервной системы, разработанные И. П. Павловым, соответствуют четырем классическим видам темперамента:
1) сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;
2) сильный, уравновешенный, инертный — флегматик;
3) сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик;
4) слабый тип – меланхолик.
Анализ литературы (В. В. Белоус [9], Я. Стреляу [, В. М. Русалов [36], В. С. Мерлин [27]) показал, что в настоящее время психология располагает убедительным числом фактов, дающих возможность психологически охарактеризовать все типы темперамента с опорой на определенную программу. Наряду с этим для непосредственно психологической характеристики традиционных четырех типов как правильно называют основные свойства темперамента:
Сензитивность - наименьшая сила воздействий на человека извне, требующаяся для появления определенной психологической реакции индивида, и скорость образования данной реакции.
Реактивность характеризуется уровнем бессознательности реакций на внешние или внутренние влияния одной и той же силы (неодобрительное высказывание, оскорбление, грубый тон речи, звук и так далее).
Активность показывает, как ярко (решительно) индивид оказывает воздействие на окружающую действительность и преодолевает трудности, возникающие при достижении целевых установок (упорство, целеустремленность, концентрация внимания).
Корреляция реактивности и активности показывает то, что наибольшей степени влияет на деятельность индивидуума: непроизвольные внешние или внутренние конъюнктуры (самочувствие, непреднамеренные происшествия) либо целевые установки, желания, мировоззрения.
Пластичность и ригидность показывают, в какой степени без усилий приспосабливается индивид к влияниям извне (пластичность) или насколько неэнергично и бездеятельно его поведение.
Экстраверсия, интроверсия показывают то, чем, как правило, детерминированы реакции и поступки индивида: внешними впечатлениями, появляющимися в определенный момент (экстраверт), либо идеями, представлениями и помыслами, сопряженными с прошедшим и грядущим (интроверт).
Таким образом, можно констатировать, что тип темперамента у индивида заложен природой, а вопрос от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще находится в процессе изучения.

Заключение и вывод


Вопрос способностей и темперамента отражен в работах отечественных и зарубежных исследователей. Среди них можно отметить В.Г. Ананьева [6], Э.А. Голубеву [15], В.Н. Дружинину [18], В.А. Крутецкого [20], Б.М. Теплова [44], С.Л, Рубинштейна [36], Э. Шпрангера [48], Русалова [36] и других.
Способности - индивидуально-психологические особенности, дающие возможность отличить одного человека от другого. Они имеют отношение к результативности осуществления деятельности и обеспечивают легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Говоря о темпераменте, имеют в виду различные психологические различия между людьми - по глубине, интенсивности, стабильности чувств, эмоциональной чувствительности, темпу, энергичности действий и иные динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизнедеятельности. Темперамент и в настоящее время является во многом открытой и неразрешенной проблемой. При всем разнообразии подходов к данной проблеме, исследователи признают темперамент биологическим фундаментом, на основе которого происходит непосредственно становление личности как общественного существа. В связи с этим актуальным остается и вопрос взаимосвязи способностей и темперамента. В данном исследовании сделана попытка обосновать проблему взаимосвязи темперамента и общих способностей.
В ходе исследования была достигнута его цель: выявлен характер связи между темпераментом и общими способностями у старших школьников. Гипотеза исследования получила свое полное подтверждение. Предметный аспект темперамента (предметная пластичность и предметный темп) положительно взаимосвязан с общим и речевым показателями интеллекта. Вербальные субтесты, основанные на способностях понимания смысла выражений и отдельных понятий, на легкости и быстроте оперирования словесным материалом, непосредственно зависят от динамико–энергетических особенностей поведения, характерных для темперамента.
Результаты исследования показали, что определенную отрицательную связь интеллектуальная деятельность имеет с эмоциональной чувствительностью в предметной сфере. Повышенная тревога и ощущение неуверенности, беспокойство и чувствительность к неудачам отрицательно воздействую на процесс саморегуляции и результативность умственной деятельности.
Результаты исследования также показали, что коммуникативный аспект темперамента (социальная пластичность и социальная эмоциональная чувствительность) не связан ни с вербальными, ни с невербальными характеристиками интеллекта.
Проведенное исследование будет интересно практикующим психологам и всем, кто интересуется психологией.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ