Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры и эффективности экономики

Цели и задачи

Цель данной работы посвящена вопросам прогнозирования темпов, качества экономического роста, структуре и пропорциям эффективности экномики.

Введение и актуальность


После разработки прогноза и плана наступает период конкретных мероприятий, их разработка. Часто этот процесс осуществляется в форме разработки программы. Программа представляет собой документ с четко определенными целями и задачами, согласованными условиями исполнения, источниками финансирования и конкретными исполнителями [8. - С. 39] Прогностика - это наука о закономерностях развития прогноза. Изучаются общие принципы построения методов прогнозирования развития объектов любой природы. В его предмет входят все вопросы, связанные с разработкой способов построения методов прогнозирования и принципов прогнозирования.

1.3 Задачи, функции и принципы прогнозирования

Экономическое прогнозирование призвано решить двоякую задачу: с одной стороны, дать объективную научно обоснованную картину будущего, основанную на сегодняшних процессах, а с другой - выбрать направление деятельности и политику сегодняшнего дня. с учетом прогнозных оценок. Наряду с этим важной задачей прогнозирования можно назвать выявление в настоящее время тех факторов, которые будут оказывать влияние на изучаемый процесс в будущем.
Основной функцией прогнозирования является проведение научного анализа социально-экономических процессов и тенденций, а также прогнозирование новых экономических ситуаций и выявление ключевых экономических проблем. Основными функциями прогнозирования являются также изучение объективных взаимосвязей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях, на определенном этапе экономического и социального развития, оценка объекта прогнозирования, выявление возможных альтернатив экономическому развитию в будущем. , чтобы принимать оптимальные решения.
Принципы прогнозирования меняются в зависимости от экономических условий, существующих на определенном историческом этапе развития общества. В частности, с изменением социально-экономической системы в нашей стране исчезли такие принципы, как прогнозирование партий, принцип совмещения политики и экономики, принцип директивного планирования.
В рыночных условиях среди основных принципов, на которых основан процесс прогнозирования, можно выделить следующие:
1) научная обоснованность прогноза (разработка с использованием научных методов, с учетом законов природы, общества и мышления);
2) непрерывность прогнозирования (прогноз должен постоянно корректироваться с учетом изменений ситуации в стране, экономике);
3) сочетание прогнозного и текущего прогнозирования (эти типы прогнозирования выполняются совместно, но приоритет отдается прогнозному прогнозированию);
4) согласованность прогнозов (разработанный прогноз должен быть связан с соответствующими прогнозами);
5) многовариантность, альтернативный прогноз (рекомендуется разработать несколько версий прогноза, чтобы в случае изменения ситуации использовать другой вариант. Обычно существует три типа прогноза: оптимистичный, пессимистичный, реалистичный);
6) выбор основных факторов (при прогнозировании в расчеты следует включать основные факторы, влияющие на исследуемый процесс. Это особенно верно, поскольку экономические процессы являются сложными, многофакторными и невозможно учитывать влияние все факторы);
7) систематическая разработка прогноза (процесс прогнозирования следует рассматривать, с одной стороны, как единую интегрированную систему, а с другой - как сложную систему, состоящую из отдельных независимых блоков);
8) проверка прогнозов (прогнозные оценки должны быть достоверными и обоснованными);
9) адекватность (максимальное приближение модели прогноза к реальности, тенденциям, закономерностям);
10) рентабельность (эффект от разработанного прогноза должен превышать затраты на его разработку).
Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство различных методов и моделей прогнозирования. [1. - С.118]

Заключение и вывод

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Глобальная функция государства в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.
2) Формирование рыночного механизма предполагает наличие определенного временного периода и требует разработки программы реформ с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-экономической жизни страны, где важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений.
3) Принципы прогнозирования меняются в зависимости от экономических условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. В частности, со сменой социально-экономического строя. Исследование различных классификационных схем методов прогнозирования позволяет выделить в качестве основных классов фактографические, экспертные и комбинированные методы, специализация которых обусловлена спецификой целей и задач, количеством и качеством исходной информации, периодом упреждения прогноза.
5) В процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирования развития социально-экономических процессов происходило развитие методологии прогнозирования, как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.
6) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
7) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.
8) Циклическое развитие – это проявление самой сущности развития производства, его естественное свойство, способ его прогрессивного движения. То есть — это форма движения национальных экономик и мирового хозяйства как единого целого, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.
9) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.
10) Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.
Таким образом, опыт. государственного регулирования рыночной экономики свидетельствует о том, что оно должно основываться на системном научном прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде. В основе рыночной экономики лежит преимущественно кейнсианская концепция, предусматривающая влияние государства на макроэкономические показатели. В связи с этим экономическое прогнозирование В США, как и в других развитых странах, построено на формировании спроса (личное потребление, государственные расходы, капиталовложения и экспорт) и предложения (выпуск товаров и услуг, а также строительство), что соответствует макроэкономической модели кругооборота ВНП. И, наконец, мы подтвердили, что экономика нашей страны также описывается общепринятыми экономическими категориями и подчиняется классическим законам развития рыночного хозяйства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ