Прогнозирование и планирование, как функция управления

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть сущность планирования и прогнозирования.

Введение и актуальность


Известно, что по ряду причин, деятельность руководителя заметно улучшается при наличии установленной цели деятельности предприятия. Установленная цель задает менеджеру правильную направленность действий для реализации своих усилий. Кроме того установленные цели также влияют на работников организации, которые знают к каким результатам они должны и нужно стремиться.
Так можно сделать вывод, что наличие целей – целеполагание – это очень важный и крайне необходимый элемент при управлении предприятием.
Можно сказать несколько слов, что представляет собой план.
План -это документ, содержащий плановые задания в виде программ, задач, мероприятий, работ, который определяет всю последовательность и порядок работ, направленных на реализацию определенных целей, расчет необходимых ресурсов и желаемые результаты деятельности. По сути план -это есть определенный маршрут движения к поставленным целям.
Планированию принадлежит важная роль в успешной деятельности предприятия. Планирование начинается с постановки целей и задач, определения и выбора наиболее эффективных путей и средств их достижения. Процесс планирования позволяет определить как ресурсы для предприятия, так необходимые действия для достижения целей.
Цели бизнеса и планы достижения это неотъемлемые части планирования. При этом под целью понимается желаемое состояние (или результат), которого система стремится или должна достичь в будущее.
Суть планирования заключается в разработке проекта будущего, в выборе путей и средств его достижения. Так для любой деятельности, которая ориентирована на будущее, в любом случае предполагается разработка и реализация проекта.
В процессе планирования происходит систематическая подготовка и принимаются решения по формированию будущего системы (предприятия). Интуитивные решения принимаются без какой- либо подготовки, то есть бессистемно. Такие решения формируются при нехватке времени, поскольку принимаются менеджерами непосредственно перед их выполнением.
По степени детализации часто выделяют:
а) стратегическое планирование;
б) тактическое планирование;
в) оперативное планирование.
Планирование развития предприятия -это целый комплекс вопросов, которые связаны с его ростом. Это вопросы, касающиеся новых видов продукции, освоения новых мощностей, завоевание рынков сбыта, создание достаточной ресурсной базы.
По иерархии управления некоторые виды планов имеют взаимосвязь между собой. Создание планов нижестоящих уровней строится на основе планов вышестоящего уровня. По иерархиационному признаку планы могут соподчиняться. Это когда план вышестоящего звена очерчивает рамки действий, в которых должен быть сформирован план нижестоящего звена (рисунок 1).
Планирование
Уровни планирования

Заключение и вывод

В настоящее время в Российской Федерации активно развивается система документов стратегического планирования.
Если до перестройки система планирования имела достаточно широкое распространение, то в период становления рыночной экономики этот процесс несколько замедлился. Но сейчас руководители предприятий оценили важность существования системы планирования и прогнозирования, поскольку от этого зависит успех и жизнедеятельность предприятия.
Если в плановой экономике планированием занималось государство, то при рыночной экономике все планы разрабатываются самим предприятием.
Среди всех функций управления предприятием планированию принадлежит наиглавнейшее место, поскольку в нем закладываются основы успешной деятельности в дальнейшем, поэтому к разработке плана нужно подходить самым серьезным образом.
В процессе управления предприятием создаются и принимаются оперативные, тактические и стратегические планы.
Между планированием и прогнозированием существует существенное различие, которое заключается в том, что прогнозирование –это пассивный процесс, а процесс планирования –это формулировка планов и намерений, которые следует воплотить на деле.
Главная цель планирования заключается в реализации намеченных планов, а сам план –это инструмент для достижения целей предприятия.
Планирование в условиях рынка требует знаний в самых разных областях, при этом задействуются и информационные базы и системы, проводится обработка и анализ достаточно большого количества источников информации, не исключается и творческий подход к оценке рыночной ситуации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ