Профилактика девиантного поведения | Пример курсовой работы

Профилактика девиантного поведения

Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу профилактики девиантного поведения старших подростков в детском доме.

Образование – важнейший социально значимый фактор и большая динамическая сила, “оказывающая благотворное влияние на становление личности, развитие ее идейных и нравственных устоев, формирование морально-нравственного и научного мировоззрения, общего сознания, высокого культурного уровня человека” [17; с. 18]. “Образование – это огромное и мощное профилактическое средство, позволяющее преодолевать возникновение и развитие неправомерного поведения молодежи” [18; с. 188]. Совершенно справедливо исследователи, разрабатывающие вопросы профилактики преступности, рассматривают повышение образовательного уровня населения как мощный антикриминогенный фактор. Образование дает возможность человеку реализовать свои личностные качества -раскрыть способности в общественной работе, досуге, организовать с социально-нравственных позиций семейную жизнь, завоевать доверие и уважение коллектива, утвердить себя в обществе, наконец, получить материальное обеспечение жизнедеятельности и т.п. Следует также отметить, что ученые, разрабатывающие проблемы этики, констатируют наличие прямой зависимости между повышением образования и утверждением норм социальной нравственности, расценивая знания как предпосылку моральности [19; с. 35]. Как правильно отмечает И.В. Крупина [20; с. 3], наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является уровень образования, соответствующий требованию общества и его развитию. Это диктует необходимость всеобщности и доступности образования для каждого человека, использования современных технологий в воспитании и обучении.
В процессе получения систематического образования формируются основные жизненные позиции личности, мировоззренческие установки, практически-действенное отношение к обществу, к нормам права, к доминирующим в обществе формам поведения. Само по себе образование не может дать рецепт нравственного поведения человека на каждый случай. Оно внедряет относительно устойчивый и в то же время гибкий способ поведения, закрепляет в сознании принципы адекватного реагирования на требования, существующие в обществе, что помогает человеку соизмерять поведение с собственными личными убеждениями и конкретной социальной ситуацией, выбирать приемлемую линию поведения. Форма, структура поведения – это не каталог заученных предписаний, приобретенный личностью в процессе воспитательного воздействия и индивидуального опыта, а “внутренне воспринятый и реализуемый индивидом способ поведения. Это и есть главный результат воспитания, результат сформировавшегося мировоззрения” [17; с. 22].
Воспитание, как и образование, – сила, способная сформулировать и дать обществу полноценную личность. “Эффективность воспитательного воздействия достигается целенаправленным, систематическим и квалифицированным руководством этим процессом. Такой подход резко повышает эффективность процесса воспитания” [21; с. 12]. Помимо нравственно-психологических качеств, на изменение которых рассчитано воспитание, подросток должен приобрести социальные качества личности: знания, профессиональное умение, трудовые навыки, привычки и потребности в культурных формах досуга, опыт нормального социального общения. В социологии этот процесс называется социализацией личности. При этом воспитание рассматривается как одно из главных средств социализации.
Изучая такую тему, как профилактика девиантного поведения старших подростков в детском доме, необходимо в первую очередь охарактеризовать сущность девиантного поведения, рассмотреть психолого-педагогическую характеристику старших подростков, изучить формы, методы и средства профилактики девиантного поведения в детском доме.
Поэтому, в первой главе представлено понятие и характеристика девиантного поведения. Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования.
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику старшего подросткового возраста. Старший подростковый возраст является временем наиболее активного формирования психологической идентичности и определенной системы взглядов, ценностей и верований посредством конфронтации со взглядами, ценностями и верованиями других поколений. В то же время, поскольку психологическая идентичность является у подростков недостаточно устойчивой и хрупкой, для них характерна повышенная уязвимость. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека.
Мы установили, что профилактика делинквентного поведения делится на несколько уровней:
первичная – рассматриваемая как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних;
вторичная – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым;
третичная  – комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.
Во второй главе мы проанализировали деятельность Березовского детского дома №1 по профилактике делинквентного поведения. Деятельность Учреждения основывается на комплексном психолого-педагогическом, медико-социальном сопровождении подростков данной категории.
Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья детей, раскрытие внутренних потенциалов, а также создание наиболее благоприятных условий для личностного развития ребенка, сохранение его человеческого достоинства, повышение уровня социальной адаптации, правовой культуры. Анализ ситуации профилактической работы с несовершеннолетними демонстрирует положительную динамику, улучшение ситуации происходит благодаря организации комплексной работы с воспитанниками «группы риска», определение основных направлений и тесного межведомственного взаимодействия.
На основании проведенного анализа, нами разработана программа профилактики делинквентного поведения в детском доме.
Данная программа разработана для детей в возрасте от 14 до 15 лет. Тематическая программа включает в себя необходимый объем знаний об общепринятых нормах поведения человека для сохранения и укрепления здоровья, включая меры профилактики заболеваний. В ней содержится материал, направленный на развитие умений несовершеннолетними оказать помощь в трудную минуту, привитие санитарно-гигиенической культуры, культуры общения, поведения, культуры межличностных отношений. Тематическая программа способствует формированию коммуникативной, социальной и личностной компетентности, развивает эмоциональную сферу ребенка.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать программу профилактики девиантного поведения старших подростков в детском доме.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

18 − пятнадцать =