проекты реформ русской орфографии

Цели и задачи

Цель нашей работы: рассмотреть проекты реформ русской орфографии.

Введение и актуальность


В начальной школе, правило о правописании жи-ши, ча-ща, чу-щу заучиваются без объяснения и воспринимается детьми как противоречие, поскольку учащиеся ещё в первом классе узнают, что буквы и, я, е, ё, ю указывают на твёрдость согласных. Младшие школьники часто допускают при написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу ошибки. Учитель при объяснении данного правила должен обращать внимание на то, что [ж] и [ш] всегда твёрдые согласные звуки, а [ч’] и [щ’] - мягкие, и поэтому можно, по мнению лингвистов, не обозначать дополнительно их твердость или мягкость следующими за ними гласными буквами.
Фонетический принцип орфографии - принцип современной русской орфографии, сущность которого заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции, например, безропотный, но беспричинный, розвальни, но роспись
К фонетическому написанию относят написание приставок с чередующимися конечными [з/с] (без-, воз-, раз- и т.д.); суффиксов в существительных (-ок, -ек); чередование гласных и согласных в корне слова (зори - заря), окончаний прилагательных мужского рода; окончаний существительных и прилагательных после шипящих и ц (свечой, тучей).
Согласно этому принципу, в корнях с начальной <и> после приставок на согласную пишется обычно буква Ы (предыстория).
В начальной школе изучаются только особенности написания окончаний существительных и прилагательных после шипящих и Ц. Авторы учебника для третьего класса предлагают младшим школьникам правило: «В окончаниях имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и [ц], под ударением пишется о, без ударения е: (с) малышом, со стрельцом, течей, лисицей»
Выполняя большинство упражнений младшие школьники должны рассмотреть образец выполнения, сделать вывод и выполнить задание по образцу, например, кожаный (кожаный - кожа - с кожей), ландышевый, удачный, товарищеский, пищевой, куриный, лучистый.
Дифференцирующий принцип орфографии употребляется в тех случаях, когда средствами орфографии необходимо разграничить на письме одинаково звучащие слова (в частности, омонимы): балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (мероприятие).
Этот принцип находит своё отражение в начальной школе при изучении темы «Написание большой буквы в словах». Авторы учебника для первого класса подводят обучающихся при помощи различных упражнений к правилу: «Все имена собственные пишутся с большой буквы».
Грамматический принцип орфографии - принцип, сущность которого заключается в том, что написание слова отражает его грамматические (морфологические) характеристики, например, Ь в словах мышь, рожь указывает не на мягкость конечных согласных, а на их принадлежность к существительным женского рода III склонения типа лошадь, мать.

Заключение и вывод


Что касается современного общества, можно отметить две противоположные точки зрения для изменений в написании: с одной стороны, стремление упростить орфографию и тем самым облегчить ее ассимиляцию, с другой - отказ от любых изменений.
Реформа в основном поддерживается учителями. Они наиболее заинтересованы в этом отношении: большая часть работы приходится на них: им нужно изменить содержание обучения и свои привычки. Основной аргумент учителей - технологический: новые правила позволяют сократить количество ошибок и развить культурную речь на уроках вместо механического запоминания правил. Для учителей правописание - это не только средство, но и цель. Они сосредоточены не на поддержании нормы как таковой, а на обучении грамотному письму в сочетании с культурой речи и знанием художественной литературы. Другая группа заинтересованных пользователей - авангардные авторы, склонные экспериментировать с формой и языком.
В ХХ веке писатели явились мощной противодействующей реформе силой (Л. Толстой, А. Блок, В. Иванов, И. Шмелев), а И. Бунин и вовсе назвал новое правописание "заборной орфографией"), были реформаторы или их союзники, вроде Виктора Шкловского и Корнея Чуковского, которые высказывались за предлагаемый проект. Полностью "за" выступал и Лев Успенский - популяризатор знаний о языке. Сторонники этой точки зрения считают, что чем орфография рациональнее, чем она проще, чем она теснее связана с законами современного языка, тем она лучше. И так как язык, подобно всякому живому организму, изменяется и растет, то и реформы его письменного обличья, его орфографии, становятся естественными, неизбежны, и должны, в соответствии с возникающими потребностями, регулярно осуществляться.
Можно сделать вывод о том, что правописание должно отражать и логику языка, и его национальные особенности - с одной стороны, - и его историю, его "культурное наследие" - с другой. Язык - это живая структура, но стремление к устойчивости орфографии - необходимое условие существования культуры, неотъемлемой частью которой является письмо. Следует сделать все, чтобы эти две противоположные стороны органически сочетались в современном правописании

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ