процесс формирования, функции и деятельность Временного Правительства 1917 года | Пример курсовой работы

процесс формирования, функции и деятельность Временного Правительства 1917 года

Цель курсовой работы – проанализировать процесс формирования, функции и деятельность Временного Правительства 1917 года.

Сформировал Временное правительство комитет Госдумы. Так как в стране действовали Советы рабочих и солдатских депутатов, то состав кабинета министров был согласован и с ними. Отрекшийся от императорского престола Николай Второй передал власть правительству, которое должно было отчитываться перед Думой о своей деятельности. Ее председатель М. В. Родзянко приступил к назначению министров. Большинство портфелей получили партии, пользовавшиеся наибольшей популярностью, то есть кадеты (конституционные демократы) и октябристы. В такой ситуации Петроградский Совет не стал захватывать власть, за что потом меньшевики, составлявшие в нем большинство, обвинялись большевиками в пассивности. Эсер Керенский при поддержке министра финансов Терещенко стал министром юстиции.
Первым премьером Временного правительства был избран Г.Е. Львов. Ни рабочих, ни крестьян, ни тем более домохозяек во всем кабинете не было ни одного человека. Оно и понятно, Временное правительство 1917 года состояло из людей, каким-то образом имевших представление о государственном устройстве. Говоря проще, из грамотных. Единственным революционером был А.Ф. Керенский. Сложности Временного правительства Временное правительство приступило к деятельности в сложных условиях. Старых силовых ведомств уже не было, новые еще не создали. Основой правопорядка было объявлено добровольное подчинение граждан закону. Начались демократические реформы. Все граждане свободной России были уравнены в правах, из тюрем отпустили заключенных, а армией стали управлять солдатские комитеты.
Войну Временное правительство прекращать не собиралось, о чем прямо заявил министр иностранных дел Милюков. На этой почве в апреле 1917 года возник кризис. Распропагандированные агитаторами солдаты и бежавшие с фронта дезертиры воевать больше не желали, они хотели домой. Столь пацифистские устремления и их активные проявления во время уличных беспорядков позволили большевикам впервые призвать к передаче всей полноты власти Советам[21].
В свою очередь и Временное правительство сделало выводы по итогам апрельского кризиса. Требовалось срочное расширение социальной базы, то есть более полное представительство всех слоев российского общества. В начале мая правительство переформировано в коалиционное, оставаясь при этом временным. Острота противоречий значительно снизилась, в оппозиции остались только большевики. Дела на германском фронте стали улучшаться, было предпринято наступление, но этот факт вызвал недовольство народных масс, и, что интересно, больше всего возмущались тыловики. В июле произошли волнения, более кровавые, чем в апреле.
В начале июля премьер-министром стал А.Ф. Керенский, сменив на этом посту Г.Е. Львова. Деятельность Временного правительства стала более активной, в частности большевистская партия была открыто, обвинена в сотрудничестве с германским генштабом, а также организации саботажа и волнений. Против ее лидеров началось преследование. 22 июля Керенский созвал второе коалиционное правительство, в котором половина портфелей была у социалистов-революционеров. Однако Корниловский мятеж, целью которого была реставрация монархии, в августе привел к краху нового кабинета министров. После его подавления было созвано третье коалиционное правительство, в нем представительство эсеров составляло уже две трети, решили, не мешкая брать власть. Так состоялся октябрьский переворот[1].
Для решения вопроса с землей при правительстве был создан Главный земельный комитет, большая часть работы которого выстраивалась на партийных программах кадетов. Комитет декларировал реформу, которая была направлена на передачу крестьянам сельскохозяйственных земель в пользование. По умолчанию предполагалось, что условиями передачи может стать либо конфискация, либо отчуждение. Последнее вызывало главные споры: отчуждать с выкупом или без него. При очевидности разногласия, тем не менее, представители власти так и не обсудили на официальном уровне эту проблему.
Очень многие представители кадетской партии, которые являлись членами основного властного органа, сами имели крупные земельные наделы, с которыми не готовы были расстаться. Основные положения реформы Решено было предотвратить дробление наделов, обеспечивающих продуктами первой необходимости, производственных хозяйств, а также участков тех землевладельцев, кто выдавал крупные урожаи и имел высокие показатели производительности. В итоге крупные хозяйства предполагалось оставить за их собственниками. В общем-то, реформа оговаривала возможность отчуждения земель, но крестьяне должны были для этого выплачивать неподъемный выкуп. Кроме того, получить землю мог преимущественно тот, у кого уже было свое личное хозяйство. Крупные наделы при этом оставались за их владельцами, если обеспечиваемое ими землепользование в два раза превышало среднее личное подсобное хозяйство
Не стоит забывать, что Россия на тот момент была активной участницей Первой мировой войны. Огромная часть офицерства так или иначе владела крупными земельными наделами. Потревожить тех, кто руководил армией, не рисковали: это могло обернуться плачевными последствиями. В то же время имитация решения все же предпринималась. Так, было выпущено два постановления. Согласно первому («Об охране посевов»), землевладельцы обязывались сдавать в аренду незанятые участки тем, кто намеревался их засевать. Вторым предусматривалось создание земельных комитетов, главной функцией которых была подготовка к аграрной реформе. Они были созданы в 30 % губерний европейской части России.
Наличие последних не очень устраивало правительство. Однако понимание все нарастающей гражданской позиции в среде крестьян заставляло идти на уступки, при этом власть надеялась, что удастся использовать их в своих целях. Непосредственно внедрение самой реформы без конца откладывалось. Эту функцию стремились переложить на Учредительное собрание, которое никак не могли созвать
Большевики называли свои причины, почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса, и умело использовали их, подогревая и без того пожароопасную ситуацию. Страну стали сотрясать стихийные митинги крестьян, которые требовали законов, которые обеспечили бы им земельные права. Постановления правительства трактовались очень широко, настолько, что дело доходило до простого отъема земель и их дележа между крестьянами. Последние требовали общинного землепользования, при котором не было бы единоличников. Инфантильность власти в решении этого вопроса привела к тому, что осенью началась натуральная социализация земли – отъем наделов у помещиков.
Первое Временное правительство не смогло справиться с нарастающим как снежный ком процессом передела. Именно в этих обстоятельствах как нельзя кстати пришлись лозунги большевиков. Специалисты, анализируя причины, почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса, сходятся во мнении, что все сводилось не только к страху потерять контроль, но присутствовал еще и собственный «шкурный» интерес.
При рассмотрении вопроса о формировании новой управленческой элиты буржуазно-демократического государства целесообразно отметить такое явление, как относительно быстрая адаптация высшей царской бюрократии к новому строю.
Парадокс русской жизни состоял в том, что буквально с первых часов существования Временного правительства прежняя элита, еще совсем недавно олицетворявшая самодержавную монархию, стала одной из наиболее надежных опор буржуазно-демократического режима. Такое безусловное признание Временного правительства царской элитой, ее инверсия объясняются следующими причинами:
1. Резкое неприятие монаршей элитой внутриполитического курса, проводимого императором Николаем II накануне Февральской революции. Основой такого неприятия служил «миф о Распутине».
2. Легкость, с которой царская элита признала февраль, связана также с тем, что переворот его вожди облекли в относительно легитимные формы, в результате чего не возникло резкого противопоставления нового режима монаршему строю. Борьба против новой власти означала бы в данной ситуации непослушание царской воле. Именно этим и объясняется, что свержение монархии не вызвало массового политического движения в ее защиту.
Временное правительство имело мало реальной власти. Она фактически оказалась на поводу у параллельно созданного социалистическими партиями Петросовета рабочих и солдатских депутатов, который приказом № 1 подчинил себе воинские части по всей стране. Либеральная политическая элита оказалась неспособной к созидательной административной деятельности, проявила значительные колебания и «редкое политическое безволие» в строительстве и действии вертикали власти: премьер – правительство (министерства) – правительственные комиссары на местах (и их опора – общественные исполнительные комитеты, земства и городские думы).
Осенью 1917 г. распался правящий Россией блок двух блоков: блок буржуазии и помещиков и блок этого блока с блоком меньшевиков и эсеров. Борьба в правительстве между «капиталистами» и «социалистами» мешала слаженной работе, ослабляла правительство. Каждые два месяца почти полностью менялся его состав (во все четыре состава правительства входили лишь два министра из 38 – А.Ф. Керенский и М.И. Терещенко). Естественно, что никакой серьезной перспективной работы правительство выполнять не могло. Главная линия его работы – быть посредником в противоборстве различных политических и социально-экономических сил – требовала огромного количества кадров управленцев. Министры Временного правительства были готовы к выполнению своих обязанностей, имели необходимую подготовку, однако проявить себя государственными деятелями не смогли в силу ряда причин (общая разруха, усиление вызванных войной антиправительственных настроений населения и др.). Правительство не имело необходимой опоры на местах. Осенью 1917 г. распались комитеты общественных организаций, давшие массовую поддержку правительству весной. Был дискредитирован институт правительственных комиссаров. Управлявшая на местах номенклатура партии эсеров раскололась, как и сама партия эсеров, на две партии – правых эсеров (В.М. Чернов) и левых эсеров (М.А. Спиридонова). Администрация А.Ф. Керенского изжила себя, не сумев выработать антикризисного управления.
Цель курсовой работы – проанализировать процесс формирования, функции и деятельность Временного Правительства 1917 года.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!