проблемы совершенствования принципы эффективности использования бюджетных средств | Пример курсовой работы

проблемы совершенствования принципы эффективности использования бюджетных средств

цель данной работы – рассмотреть проблемы совершенствования принципы эффективности использования бюджетных средств.

Принцип социальной справедливости при осуществлении бюджетной деятельности государства и его территориальных подразделений проявляется при распределении государственных и местных бюджетов. Так, в ходе составления и утверждения параметров бюджетов должны четко соблюдаться важные социально-экономические характеристики, в частности установленные законом минимальный размер оплаты труда, размер потребительской корзины на человека, уровень которых пока еще не соответствует реальному прожиточному минимуму. В то же время несоответствие уровня доходов гражданина данному показателю по независящим от него причинам является основанием для предоставления ему со стороны государства пособия, субсидии или социальной помощи в натуральном виде. Вопросы соблюдения социальной справедливости возникают также в связи с финансовым обеспечением расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, установлением и соблюдением объективных критериев при предоставлении межбюджетных трансфертов.
В качестве одного из видов бюджетно-правовых стимулов можно рассматривать средства материнского (семейного) капитала. Они представляют собой средства федерального бюджета, которые передаются в бюджет Пенсионного фонда РФ для реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Материнский (семейный) капитал выступает финансовым поощрением для семей, имеющих двух и более детей, в целях повышения их уровня жизни и одновременно для улучшения демографической ситуации в стране на длительный период (с 1 января 2007 года по 31 декабря 2018 года). При этом средства данного капитала могут быть использованы для реализации ряда конституционных прав членов таких семей на территории РФ: на жилище, образование одного или нескольких детей, социальную поддержку детей-инвалидов, дополнительное социальное обеспечение по возрасту матери.
Финансово-правовой аспект правоотношений, возникающих в связи с получением дополнительной государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала, включает в себя несколько составляющих. Во-первых, объектом таких правоотношений выступают средства федерального бюджета, направляемые со счета Федерального казначейства на счет Пенсионного фонда РФ по заявке последнего. Во-вторых, помимо граждан, имеющих право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и подающих заявление на распоряжение его средствами, обязательными субъектами рассматриваемых правоотношений являются их контрагенты, участвующие в реализации владельцами сертификатов их прав, Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Центральный банк РФ.
Еще одним важным фактором социально направленного развития бюджетного права является его нацеленность на достижение баланса частных и публичных интересов. При этом заслуживает поддержки использование в последнее время отдельными представителями финансово-правовой науки антропосоциокультурного подхода при исследовании традиционных для нее вопросов. Его суть заключается в рассмотрении личности как системообразующего ядра общества и государства и в признании прав и законных интересов человека высшей ценностью при формировании системы правового регулирования. В частности, согласно данному подходу публично-правовые образования и их органы выступают в бюджетных правоотношениях представителем публичных интересов человека, в соответствии с которыми и должны использоваться средства государственных и местных бюджетов. При этом право собственности публично-правовых образований на данные средства в этом контексте считается условным. В связи с чем новый смысл приобретает использование в бюджетном праве принципа приоритета публичных интересов, современное понимание которого сближается с содержанием принципа обеспечения баланса частных и публичных интересов.
До 2014 го. расходы социальной направленности частично финансировались из некоторых федеральных и региональных бюджетных фондов, предназначенных для финансовой поддержки других публично-правовых образований, посредством межбюджетных трансфертов (фондов компенсаций, фондов софинансирования расходов). Например, в бюджеты муниципальных образований поступали из регионального бюджета субсидии для оплаты труда работников муниципальных учреждений, субвенции для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и приравненных к ним категорий граждан. При этом законодатель сохраняет возможность предоставления публично-правовым образованиям субвенций и субсидий, в том числе на социальные нужды, но уже в рамках текущих расходов соответствующих бюджетов.
Значительные изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ в 2007 году, коснулись и самого понятия «бюджетный целевой фонд», которое было изъято из данного акта вместе с признанием одноименной статьи 17 утратившей силу. Тем же нормативным правовым актом регламентируется создание и функционирование в составе бюджетов публично-правовых образований резервных, инвестиционных, дорожных фондов, фондов финансовой поддержки и т.д. Тем самым упрочилась негативная тенденция развития отечественного финансового законодательства в последние годы — изъятие юридического термина, понятия и его определения из закона при фактическом сохранении правового явления.
Таким образом, в XXI веке в России наметилась устойчивая тенденция по снижению роли государственных целевых бюджетных фондов при осуществлении расходов социальной направленности. В то же время, несмотря на регулярные изменения бюджетного законодательства, устанавливающего правовой режим функционирования вышеуказанных фондов, оно позволяет их использовать в определенной мере для осуществления социально ориентированной государственной политики в периоды различных социально-экономических ситуаций в стране и в мире.
Существующие в теории бюджетного права дефиниции категории «расхода бюджета» являются комплексными и вариативными. Однако некоторые авторы размывают границы между двумя обособленными и несовпадающими категориями, как «расходы бюджета» и «государственные расходы», что непременно приводит к их некорректному использованию в научной среде, а впоследствии и в практической деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В XXI веке в России наметилась устойчивая тенденция по снижению роли государственных целевых бюджетных фондов при осуществлении расходов социальной направленности. В то же время, несмотря на регулярные изменения бюджетного законодательства, устанавливающего правовой режим функционирования вышеуказанных фондов, оно позволяет их использовать в определенной мере для осуществления социально ориентированной государственной политики в периоды различных социально-экономических ситуаций в стране и в мире.
В условиях, когда в мире происходят глубочайшие финансовые потрясения, а в России стремительно прогрессирует экономическая и финансовая нестабильность, особую актуальность приобретает отказ от механизма пополнения бюджета за счет нефтегазовых доходов, а первоочередным становится подъем реального сектора экономики и создание эффективного механизма управления бюджетными ресурсами. При этом доходы бюджета, в большинстве своем, должны зависеть от экономического потенциала страны, а также ее отдельных регионов, располагающих высоким научно – техническим потенциалом и на территории которых имеет место значительный уровень развития промышленности.
Анализ причин невысокого качества управления средствами федерального бюджета показал, что основными из них являются следующие:
– наличие значительного количества изменений, внесенных в бюджетную роспись и кассовый план в течение года;
– отсутствие контрольных мероприятий в отношении подведомственных получателей средств федерального бюджета;
– рост просроченной задолженности;
– наличие платежных поручений, возвращенных Министерством финансов РФ по причине несвоевременного уточнения сумм полученных средств федерального бюджета со специальных счетов Министерства финансов для отражения и учета невыясненных поступлений;
– наличие неиспользованных средств, зачисленных на лицевые счета.
Таким образом большинство из причин носят организационный характер и связаны с деятельностью главного распорядителя бюджетных средств. На основании анализа результатов оценки качества управления государственными расходами можно предложить следующие меры по повышению качества финансового менеджмента:
– повысить качество планирования расходов и обеспечить расчет соответствующих расходных обязательств с целью полноты использования бюджетных ассигнований;
– минимизировать количество изменений, вносимых в бюджетную роспись и кассовый план;
– обеспечить повышение уровня исполнительской дисциплины главных распорядителей бюджетных средств с закреплением персональной ответственности специалистов за своевременную подготовку и представление в Министерство финансов документов и материалов, необходимых для планирования;
– обеспечить в полном объеме открытость информации о главных распорядителях бюджетных средств.
Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению качества управления государственными расходами и оптимизации бюджетного процесса на федеральном уровне.
цель данной работы – рассмотреть проблемы совершенствования принципы эффективности использования бюджетных средств.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!