Проблемы продовольственной безопасности России | Пример курсовой работы

Проблемы продовольственной безопасности России


Германию с полным основанием называют локомотивом европейской интеграции, и в этом качестве она активно и последовательно участвует в разработке и реализации Единой сельскохозяйственной политики стран Евросоюза, одной из ключевых целей которой провозглашено обеспечение продовольственной безопасности на всем общеевропейском пространстве.
Основной акцент проблемы продовольственной безопасности в большинстве европейских стран, в том числе Германии, как уже было отмечено, все более переносится в настоящее время на задачи защиты прав потребителей, обеспечения экологической безопасности продуктов питания, сохранения окружающей природной среды.
С этой целью Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии (BMELV) активно сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (FAO), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и учрежденными ими специальными органами, такими, например, как Кодекс Алиментариус (Продовольственный кодекс FAO), где сотрудники более 170 государств, а также Европейской комиссии в качестве представителя ЕС, работают в 30 различных комитетах над подготовкой стандартов, руководящих принципов и кодексов отраслевой практики по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов. Следует заметить, что разрабатываемые здесь стандарты не являются императивными нормами национальных законодательств, а используются в виде рекомендаций для государств, членов организации Кодекс Алиментариус.
Внутри страны Министерство возглавляет и координирует всю работу, связанную с обеспечением национальной продовольственной безопасности. Научную деятельность в этой сфере осуществляет Федеральный институт оценки рисков (BfR) и четыре других исследовательских института.
Как на уровне ЕС, так и в самой Германии законодательно закреплены три главные цели продовольственного права:
– защита здоровья (продаже подлежат исключительно только безопасные пищевые продукты);
– защита потребителей от обмана;
– надлежащее информирование общественности.
Все соответствующие правовые нормы (продовольственное законодательство Германии включает более 200 постановлений, законов и решений) подчинены достижению указанных целей. Кроме того, как во всем Европейском союзе, так и в каждой стране участнице действуют так называемые «семь основных принципов обеспечения безопасности пищевой продукции» (таблица 2).
Подводя итоги по проведенному анализу, можно сделать следующий вывод.
Нынешняя экономическая и политическая ситуация в мире выявляет в Российской Федерации очень существенную проблему обеспечения продовольственной безопасности. В соответствии с пунктом 2 Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее – Доктрина) продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Стоит сказать, что обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с определёнными рисками, которые способны существенно ослабить безопасность страны (макроэкономические, технологические, агроэкологические и внешнеторговые риски).
Важный резерв развития АПК и укрепления продовольственной безопасности страны власти видят в поддержке малого и среднего бизнеса, всех, кто хочет завести своё дело на селе, вкладываться в развитие базы для племенного животноводства, в рыборазведение, восстанавливать российское семеноводство (здесь позиции во многом были утрачены из-за плачевного состояния аграрной сферы в 1990-е годы), развивать сельские территории, сельхозмашиностроение, возможности по привлечению молодых специалистов в аграрный сектор.
В целом, как заявляет российское руководство, Россия намерена последовательно реализовывать свою продовольственную политику на основе импортозамещения независимо от санкций Запада и экономической ситуации в мире. Стратегические цели здесь остаются неизменными — создание современного сельского хозяйства, высокотехнологичного пищепрома, конкурентоспособной системы торговли, современного машиностроения. Всё это должно стать прочной базой для продовольственной безопасности страны.
Таким образом, вопросы продовольственной безопасности в третьем тысячелетии продолжают актуализироваться. В этой связи необходимо провести исследование продовольственной безопасности для выявления возможностей ее обеспечения не только в текущем периоде, но и в отдаленной перспективе.
Предлагается вопросы продовольственной безопасности решать за счет инвестиционного потенциала. К тому же, введенные санкции повысили инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса и дают отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям еще один шанс увеличить объемы производимой продукции и занять освободившиеся ниши на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
А вопросы самообеспечения продовольствием являются не только экономическими, но в большей мере – политическими (учитывая реалии настоящего времени, обусловленные различными эмбарго).
Следовательно, России в решении вопроса продовольственной безопасности нет другого пути кроме достижения продовольственной независимости. И существенную помощь в решении данного вопроса окажут инвестиции, направленные на увеличение объемов производства, улучшения рыночной инфраструктуры, расширения ассортимента продукции и повышения ее качества в соответствии с международными стандартами.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!