Проблемы информационной насыщенности и информативности в практической деятельности СМИ | Пример курсовой работы

Проблемы информационной насыщенности и информативности в практической деятельности СМИ

Цель исследования – определить пути повышения информационной насыщенности и информативности в практической деятельности средств массовой информации и указать направления решения, возникающих при этом проблем.

Информативность текста отражает максимально полную реализацию его потенций при взаимодействии с аудиторией, т.е. его реальную эффективность. Как уже говорилось выше, действительная информативность, определяющая степень перехода потенциальной информации в информацию воспринятую и дальнейшая её переработка в информацию реальную зависит от уровня информационной насыщенности [21].
Сделаем ряд замечаний относительно характера информации, распространяемой средствами массовой информации.
Для массовой информации характерна совокупность ряда значений:
Информация всегда направлена на массу читателей (как правило четко определенную) независимо от ее величины и пространственной рассредоточенности при том, что отсутствует сам непосредственный контакт читателя и автора произведения;
Информация должна отвечать запросам этой массы в информации, ориентируясь на социально значимые явления и проблемы, которые затрагивают самый широкий круг социальных, экономических, духовных интересов массы читателей. При этом информация СМИ должна обеспечивать читателей сведениями, которыми они смогут оперировать в разных сферах жизни;
СМИ в меру своих возможностей должны заботиться о создании единой позиции массы по предлагаемым к рассмотрению вопросам, однако нельзя забывать о том, что при наличии индивидуализированного выбора увеличение потока и разнообразия массовой информации парадоксальным образом может сопровождаться процессом демассовизации, и иметь своим следствием социальную дезинтеграцию;
Информация должна обладать свойством доступности для читательской массы, должен быть обеспечен удобный режим потребления информации СМИ, обеспечена простота формы материала, которая способствует легкому усвоению;
Оперативность информации – одно из необходимых ее качеств, которое может быть частично реализовано за счет регулярности появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов [6].
Текст, размещенный в СМИ, выступает в качестве материального посредника в информационном процессе, так что неполучение или недополучение аудиторией содержащихся в нем сведений нарушает или блокирует результативное функционирование всей информационной системы средств массовой информации.
Если читательская аудитория не получила текст или он дошел до нее искаженным, имеет место нарушение информационного процесса или даже его прерывание. Соответственно, потенциальная информация будет эффективной лишь в том случае, когда она достигнет читательской аудитории в неискаженном виде. Таким образом, собственно информацией в материале СМИ оказывается лишь та его часть, которая была принята и освоена аудиторией.
Принятой информацией будем называть часть текста, которая была воспринята аудиторией. Очевидно, что принятая информация составляет лишь часть объема потенциальной информации.
После того, как информация была воспринята читателем, наступает этап её переработки, который должен в идеальном случае привести к корректировке сознания и поведения аудитории. При этом у читателя под воздействием принятой информации могут меняться сложившиеся представления, суждения, взгляды, – они могут систематизироваться, развиться, углубиться, быть уточнены или, наоборот, разрушены, обесценены, дезинтегрированы, даже деградировать. Этот процесс измеряется качественной оценкой, характеризующей степень изменения состояния сознания читательской аудитории под влиянием принятой информации. Именно эти измененные и перестроенные элементы отражения окружающего мира в сознании читателей и являются реальной информацией [9].
Прагматической адекватности журналистского материала можно добиться лишь при условии соблюдения трех правил информативности.
Первое правило – небанальность – определяет оригинальность сведений, которые сообщаются аудитории. Новизна информации, наличие в ней сведений, которыми читатель еще не располагает, – самое простое проявление небанальности.
Однако, новизна – не единственное проявление небанальности. Небанальность как качество присутствует и у информации, призванной возродить в памяти читателя факты, сведения, идеи, выводы, напомнить их содержание и значение. Этим же качеством обладает информация, которая актуализирует известное ранее, или дает возможность использования ранее полученных сведений для ответов на новые вопросы, осмысления текущих событий и проблем. Качеством небанальности обладает также информация, которая дает возможность систематизировать ранее полученные сведения, и связать в целостную систему разрозненные знания. Кроме того, небанальной оказывается информация, перестраивающая ранее выработанные представления.

Развитие информационных технологий привело не только к трансформации многих традиционных видов человеческой деятельности, но и появлению принципиально новых объектов и сервисов, связанных с виртуальным информационным пространством – Всемирной сетью Интернет.
Возникновение Всемирной информационной сети Интернет привело к миграции существенной части традиционных СМИ в виртуальное информационное пространство.
При этом имеет место уникальная конвергенция различных типов контента СМИ – традиционного текстового, визуального (иллюстрации, фотографии) с недоступными ранее аудио и видеоматериалами.
Новые возможности, открывшиеся при этом, обеспечили возможность эффективного решения ряда традиционных проблем, связанных с обеспечением информационной насыщенности и информативности текстов СМИ. Прежде всего, это проблема актуализации текста, проблема восприятия его пользователем/читателем, которая может быть решена за счет самостоятельного выбора пользователем информационного ресурса и режима его воспроизведения, проблема вредной избыточности текста, которая решается за счет гиперссылок, проблема отстраивания от информационного шума, решаемая за счет программных фильтров.
За счет структуры гипертекста удается парадоксальным образом решить проблему сочетания в одном электронном ресурсе и экономичности, и избыточности текста.
Таким образом, переход средств массовой информации в электронную форму определяет новый путь решения задачи обеспечения информационной насыщенности и информативности материалов СМИ.
Цель исследования – определить пути повышения информационной насыщенности и информативности в практической деятельности средств массовой информации и указать направления решения, возникающих при этом проблем.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!