Проблемы и перспективы развития системы высшего образования в регионе (на примере Свердловской области) | Пример курсовой работы

Проблемы и перспективы развития системы высшего образования в регионе (на примере Свердловской области)

Целью данного исследования является анализ и выявление основных проблем, а также перспектив развития высшего образования на примере конкретного региона.

Экономические факторы. Насколько регион страны экономически развит, и каков уровень его благосостояния, – все это обуславливают экономические факторы. То, настолько развито народное хозяйство, напрямую влияет на обеспечение учебных заведений в финансовом плане, их материально-техническую базу, наличие необходимого оборудования и так далее.
Так как главнейшим источником финансирования институтов является государство, экономическая ситуация в данном случае играет немаловажную роль. Если в регионе вуз субсидируются недостаточно, то это создает условия социальной напряженности, так как образовательным учреждениям приходится ставить приоритет не на предоставлении качественного образования и формирования квалифицированных специалистов, а прежде всего, на адаптацию и выживание в непростых условиях. То же относится и к поступлениям, которые не являются бюджетными: неразвитость экономики приводит к снижению инвестиций. Уменьшение платежной способности большинства населения ставит перед населением ситуацию невозможности платного высшего образования.
В случае если экономическая ситуация становится более благоприятной, возможности финансирования, соответственно, увеличиваются. К примеру, если у населения увеличивается платежная способность, это улучшает и развивает сферу услуг, которая предоставляет дополнительное образование. Как правило, они рассчитаны на достаточно обеспеченных людей, способных дорогостоящее обучение.
Социальные факторы. Они находят свое отображение в общем состоянии развития социальных институтов в обществе. Это может быть уровень преступности в регионе (области, республике), а то, насколько защищено населения в социальном плане и других критериях. Данные факторы повлиять на функционирование и развитие системы высшего профессионального образования как положительно, так и отрицательно. Так, рост уровня безработицы среди населения – людей, имеющих высшее образование, снижает престижность получения образования. Консерватизм социального менталитета состоит в том, что общественность и потребители услуг в образовательной сфере в большинстве своем не могут принять новой действительности образовательной системы, отрицательно воспринимая ее коммерциализацию.
При отсутствии социальной напряженности появляются возможности сделать прогноз развития системы высшего профессионального образования на более продолжительный период.
Демографические факторы. Рост или снижения рождаемости, «демографические взрыв» или упадок, в краткосрочной или долгосрочной перспективе отражается на контингент обучающихся. Демографический кризис и сопутствующее снижение темпов рождаемости, то есть число будущих студентов, приводит к сокращению бюджетного финансирования образовательных учреждений. В дальнейшем, это может повлечь прекращение деятельности образовательных учреждений, высвобождению преподавательского персонала вузов, и формированию тем самым социальной напряженности в отрасли образования.
Политические факторы. Данное направление факторов формируется на основании уровня развития политической системы страны, которая, в свою очередь, зависит от различных внутренних и внешних процессов. Что касается внутренних процессов, в России на современном этапе складывается конкурентная среда у вузов субъектов страны, что должно способствовать росту качества образовательных услуг.
Можно сказать, что процесс глобализации и сопутствующее ему развитие международного сотрудничества положительно влияет на развитие образовательных учреждений. С другой стороны, различные внешние политические процессы, например, санкции, смена политических деятелей, дипломатические дебаты, могут в некоторой степени отвлечь госучреждения от вопросов развития образовательной среды.
Правовые факторы. Деятельность законодательных органов непосредственно влияет на образовательную среду, и не только вузов, но и всей структуры: школьного, дополнительного и так далее. В зависимости, какие проекты рассматривает Правительство, и какие нормативные акты утверждает, зависят ориентиры развития всей системы профессионального образования. К примеру, постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, утверждает Правила оказания платных образовательных услуг и определяет нормативные рамки этого вида деятельности. Так, недостаточно обрабатываемые правовые акты, которые регулируют деятельность производителей образовательных услуг различных форм собственности; ощутимые пробелы в правовом регулировании отношений субъектов образовательной системы являются отрицательными проявлениями влияния правовых факторов на систему высшего профессионального образования.
Внутренние (отраслевые) факторы предполагают влияние на систему высшего профессионального образования структурных, ресурсных и результативных факторов:
профессорско-преподавательский состав, от которого напрямую зависят качество и уровень получаемых студентом знаний;
организация учебного процесса: количество занятий, при проведении которых используются информационные технологии, степень соответствия дисциплин государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и так далее;
научно-исследовательская работа, которая формирует уровень самостоятельной и научной практики студента;
инновационная деятельность;
материально-техническое и информационное обеспечение – один из важнейших показателей, который определяет выбор вуза абитуриентом;
международное сотрудничество, которое повышает престиж вуза на региональном, государственном и международном уровне;
качество подготовки специалистов, от которой зависит уровень конкурентоспособности и востребованности вуза на рынке образовательных услуг.
Подводя итог, можно отметить, что факторы, которые могут в той или иной степени оказать влияние на образовательную систему в российских регионах, представлены в весьма широком спектре. Это могут быть как внешние процессы (политика, демография), так и слоившаяся внутренняя среда образовательных учреждений.

Подводя итог данного исследования по вопросам проблем и перспектив развития системы высшего образования в регионе, можно сделать следующие выводы.
В отечественной практике нормативного регулирования, сфера образования, включая образование «высшей школы», реформировалась с течением времени, под влиянием различных процессов и явлений. Сейчас образования гарантируется Конституцией, как основным законом страны, также действует закон «Об образовании в РФ» и другие правовые документы. Помимо этого, государством внедряются различные программы, рассчитанные, как правило, на долгосрочный период. На текущий момент, стратегически важными задачами являются доступность и качество образования, а также развитие дистанционной формы обучения.
Эффективность системы профессионального образования обусловлена различными факторами. Это могут быть как внешние обстоятельства, например, демографическая ситуация в стране или уровень благосостояния граждан, так и внутренние, которые еще обозначаются как отраслевые. Так, на образовательную систему может влиять и уровень качества подготовки будущих специалистов или материальное оснащение институтов.
Объектом для анализа была выбрана Свердловская область, которой сейчас функционирует около 50 учреждений, включая высшие школы, так и их филиалы. По данным на прошлый год, в области обучались примерно в общей сложности примерно 125 тысяч студентов. Изучая основные вузы региона, наиболее крупным и динамично развивающимся является Уральский федеральный университет, который назван в честь первого российского президента – Б.Н. Ельцина.
Исследуя Свердловскую область, стоит отметить тот факт, что в экономике региона наиболее развиты промышленные отрасли. Это машиностроение, оборонный комплекс, выплавка металлов и другие. В этой связи, одним из наиболее актуальных выступает вопрос обучения специалистов для последующего трудоустройства на предприятиях соответствующего профиля, то есть инженеров и промышленников. Помимо этого, проблемы, сдерживающие развитие системы образования области, можно подразделить на нормативно-правовые, организационные и правовые: от составления программ до организации учебных процессов и развития международного научного сотрудничества.
Рассматривая проблемы высшего образования на федеральном уровне, можно отметить, что наблюдается некоторое несоответствие требований работодателей и выпускников вузов, постепенно устаревает материально-техническая база институтов, а удаленность сибирских или дальневосточных вузов является причиной нехватки квалифицированных преподавателей. Помимо прочего, на сегодняшний день в деятельности учебных заведений, предоставляющих высшее образование, наблюдается такая тенденция, как стратификация, то есть их многоаспектность и разнонаправленность. Безусловно, университеты не могут быть одновременно бюджетными и автономными, или, допустим, частными и государственными. В этой связи, возникает политика по их автономизации, специализации и иерархичного построения.
Проведя анализ основных направлений развития системы высшего образования в Свердловской области, можно отметить, что сегодня в регионе действует государственная программа, предусматривающая развитие всей системы образования вплоть до 2024 года. Она направлена не только на продвижение вузов, а на развитие всей системы образования в регионе, то есть школьного и дошкольного образования, деятельности общеобразовательных организаций и прочих.
В сфере высшего образования выделяется несколько задач. Во-первых, обеспечить доступность качественного образования. Оно должно соответствовать требованиям социального и экономического развития области, имеющего инновационный характер. Во-вторых, требует обновления система по развитию педагогических кадров, роста престижа учительской профессии. В-третьих, обеспечить условия по подготовке в области рабочих технических специальностей, инженерных кадров. В-четвертых, создать условия повышения конкурентоспособности «Уральского федерального университета».
Можно сказать, что исполнение данных задач в перспективе поможет значительно повысить конкурентоспособность области в сфере высшего образования. Программа, направленная на развитие образования, хоть и в полной мере, но учитывает основные ключевые аспекты в развитии образования. Итоговую результативность можно будет оценить в 2024 году, на основании данных, предоставляемых Росстатом и разработчиком программы – Министерством образования области.
Целью данного исследования является анализ и выявление основных проблем, а также перспектив развития высшего образования на примере конкретного региона.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!