проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса на примере Орловской области | Пример курсовой работы

проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса на примере Орловской области

Цель работы – рассмотреть проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса на примере Орловской области.

При применении УСН ключевым фактором является предельный доход субъекта, при котором применение данного режима возможно (в настоящее время – 120 млн. руб. в год). Учитываются также вид деятельности, участие в капитале юридических лиц и некоторые иные факторы. Кроме того, ставки УСН регулируются нормами регионального законодательства (могут быть снижены в целом, как в Ханты-Мансийском или Ямало-Ненецком автономных округах, либо для отдельных видов деятельности, как это предусмотрено в большинстве субъектов Российской Федерации, имеющих такие региональные законы [3]).
Максимальная ставка единого налога по УСН 15 % от доходов (регионом может быть снижена до 5 %), уменьшенных на величину расходов или 6 % от доходов (регионом может быть снижена до 3 %).
Применение ЕСХН возможно для сельскохозяйственных организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, и базовый критерий здесь -основная деятельность, связанная именно с сельскохозяйственным товаропроизводством (не менее 70 % доходов, п. 2 ст. 346.2 НК РФ), имеются и иные ограничения, установленные ст. 346.2 НК РФ. Ставки ЕСХН ниже, чем при применении УСН, они установлены ст. 346.8 в размере 6 % от разницы между доходами и расходами субъектов.
Применение ЕНВД предусматривается для отдельных видов деятельности, которые определены п. 2 ст. 346.26, и в настоящее время обязательным применение данного налога не является (что имело место до 2013 года). Определены ограничения в возможности перехода на ЕНВД п. 2.2 ст. 346.26, и сейчас он применяется только для субъектов малого предпринимательства (по численности персонала, структуре капитала, видам деятельности).
Важно, что ставка ЕНВД не зависит от фактической выручки (доходов) субъектов, применяющих данный специальный режим, она определяется понятием «вмененный доход», зависящим от «базовой доходности» по видам деятельности (ст. 346.27 НК РФ). Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности с физической единицы (площади, количества работников, количества транспортных средств и т. п.) на общую величину этих единиц, используемых в предпринимательской деятельности субъекта.
При этом применяются корректирующие коэффициенты (первый устанавливается в зависимости от инфляции на федеральном уровне, второй – местными нормативными актами, в зависимости от территориального положения субъекта бизнеса). К рассчитанному таким образом вмененному доходу за квартал (налоговый период) применяется ставка 15 % (ст. 346.29 НК РФ).
Патентная система налогообложения введена относительно недавно (с 2013 г.) и применяется только в отношении индивидуальных предпринимателей, и только по отдельным видам деятельности, перечисленным в п. 2 ст. 346.23 НК РФ, с учетом разрабатываемых на этой основе региональных законов, которые могут сократить или расширить перечень видов деятельности. В региональных законах определяется и «потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем доход» как налоговая база (ст. 346.28 НК РФ), к которой применяется ставка 6 %, и повышающие коэффициенты к налоговой базе в зависимости от места работы субъектов бизнеса. Здесь налог также не зависим от фактической выручки, но имеется ограничение по ее размеру для применения ПСН (60 млн. руб.).
Важно, что данная система применяется в основном к микробизнесу (имеются существенные ограничения по численности персонала), неприменима для юридических лиц.
Применение УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН освобождает от начисления и уплаты многих федеральных и региональных налогов (в частности, НДС и налога на прибыль, что важно, поскольку администрирование этих налогов достаточно сложно; также от налога на имущество организаций, кроме недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости; для индивидуальных предпринимателей – от НДФЛ с доходов самого индивидуального предпринимателя).
Более того, применение ЕНВД и ПСН существенно упрощает налоговое администрирование у субъекта: упрощается процедура расчета налога (или стоимости патента) [4].
Система налогообложения в России сложная и запутанная. Норма п. 6 ст. 3 НК РФ, которая предусматривает что «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком количестве он должен платить», фактически не соблюдается.
На сегодняшний день уплата налогов требует от предпринимателей высокого уровня знаний либо найма высококвалифицированных работников по налогообложению, а также учету.
На сегодняшний день методологический и методический пересмотр основы налогообложения необходим для обеспечения оптимальной налоговой системы.
Субъекты малого бизнеса (малые предприятия) включают компании, которые одновременно выполняют следующие условия:
– сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) за предыдущий год не превышает 800 млн. рублей (постановление Правительства № 702 от 13.07.2015 г.);
– среднее число сотрудников не превышает 100 человек;
– доля в уставном капитале общества третьих лиц составляет не более 49% (ранее установленный лимит составил 25%).
Малые предприятия являются очень важным сектором экономики России. Сегодня малый бизнес решает экономические и социальные проблемы, которые важны для страны. Однако ряд проблем мешает процессу их развития в России, что подтверждается статистикой «глобального мониторинга предпринимательства», согласно которой уровень активности предпринимателей Российской Федерации намного ниже, чем в других странах.
На сегодняшний день правительство Российской Федерации прилагает значительные усилия для поддержки и развития малого бизнеса, принимаются новые программы, в некоторые законодательные акты вносятся изменения в интересах малого бизнеса.
Применение упрощенной налоговой системы для малого бизнеса предусматривает замену корпоративного подоходного налога, единого социального налога и налога на имущество организаций с уплатой единого налога, рассчитанного по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Налогообложение малого бизнеса имеет свои особенности. Индивидуальные предприниматели наряду с такими системами налогообложения, как UTII, OSN, USN и eshn, могут использовать патентную систему налогообложения.
Проблемы налогообложения малого бизнеса проявляются в существующих налоговых режимах (общих и специальных) на разных уровнях (федеральном или региональном). На сегодняшний день существует определенная государственная политика, направленная на совершенствование системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации. Однако необходимым условием для разработки эффективных мер государственной политики является адекватное представление современного состояния малого бизнеса, социально-экономических аспектов развития в современном российском малом бизнесе.
Реальной целью развития основных направлений совершенствования системы налогообложения малых предприятий является создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения; Достойное участие России в мировом экономическом сообществе. В связи с тем, что развитый малый бизнес – уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей.
Цель работы – рассмотреть проблемы и перспективы развития налогообложения малого бизнеса на примере Орловской области.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!