проблемы формирования правового государства в рф | Пример курсовой работы

проблемы формирования правового государства в рф

Целью данной работы является определение проблем формирования правового государства в РФ.

Проблема происхождения идей правового государства занимала умы различных ученых. Труды античных философов заложили основу, на основании которых мыслители XVII-XIX вв. создали работы, обосновывающие идеи правового государства и разделения властей. Среди них можно выделить работы Аристотеля «Политика», Дж. Локка «Два трактата о правлении», И. Канта «Трактаты и письма».
Словосочетание правовое государство происходит от немецкой фразы: Rechtsstaat. Родоначальником идеологии правового государства считается И. Кант. Хоть данный термин им не использовался. Окончательно в словесный оборот термин «Правовое государство» был введен Робертом фон Молем в 1829 году.
Дореволюционные российские ученые следовали взглядам европейских ученых. В них правовое государство рассматривалось как высшее форма государственного бытия. Говоря о данном периоде времени, все позиции можно разделить на 4 группы по критерию того, что именно будет связывать произвол органов государственной власти:
Конституция.
Определение в законе конкретных форм и направлений деятельности государственной власти.
Пределы, определяемые явлениями социально-психологической жизни общества.
Гражданские свободы, рождающиеся из естественных потребностей человека.
В советское время происхождение идей связывалось с борьбой монархии и буржуазии, и необходимость ограничения государства, в интересах новых собственников используя идеи прав и свобод человека и гражданина. Авторы современных работ связывают идею правового государства с происхождением государства и права. Укоренение идей гуманизма связано с началом восприятия государства как определенной ценности.
А по мере развития права государство стали представлять как выражение формы правового состояния общества. Идея правового государства связана с вхождением общества в иную схему развития. Экономическое развитие общества обусловило переход от государства во главе с монархом к государству как высокоорганизованной политической структурой.
И та, и другая формулировка имеют права на существование, в зависимости от того к какому типу правопонимания склоняется автор. Так, в первом случае за основу взяли права и свободы человека и гражданина, а во втором случае за основу взяли правовую организацию публичной власти. Правовое государство обладает рядом признаков:
господство права во всех сферах жизнедеятельности общества;
функционирование принципа разделения властей;
реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, что является обязанностью государства, на территории которого они проживают.
В Российской Федерации отсутствует надежная система защиты человека от произвола государства. Граждане России не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы. Формирование правового государства, призванного соблюдать и защищать права и свободы человека, возможно лишь в обществе, основанном на солидарности, нравственных началах, высокой правовой и политической культуре, гражданской активности и самоуправлении.
Характерная особенность современной России – внешний и внутренний изоляционизм. «Опора на собственные силы» или «импортозамещение» – бессмысленные с экономической точки зрения. Российская власть реально потеряла связь с гражданами, боится «чрезмерной зависимости» от внешнего мира и идет к самоизоляции. Неправовое государство всегда национализирует собственность либо берет ее под свой контроль доступными средствами, пытается ее перераспределить. На практике падает эффективность труда, качество товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная бедность. В таком государстве нет рынка, могут быть лишь «элементы рынка».
Среди признаков неправового государства – декоративный характер разделения властей, решения принимаются так, как удобно власти. Примером тому может служить пенсионная реформа, несмотря на то, что большинство граждан были против повышения пенсионного возраста, закон принят.
Сегодня в России законы исполняются избирательно, о чем свидетельствуют резонансные уголовные дела. Таким образом, это говорит о том, что в России правовое государство очень рано, но построение правового государства – реальность. В последнее время растет политизированность населения и вовлеченность в общественную деятельность. Это, несомненно, можно считать положительными тенденциями, но есть также и ряд недостатков зачастую правовой нигилизм сметает все положительные наработки, которые были сделаны за последнее время. Конечно, нам необходимо учитывать опыт Запада, обдуманно выбирая свой собственный путь развития, и, в итоге, удастся найти ту точку баланса, единственно возможную для нашей не простой в управлении страны.
Государство может считаться правовым не только тогда, когда оно осуществляет свою деятельность на основе конституции и действующего законодательства, но и тогда, когда оно способно консолидировать общество.
Вывод
Подводя итог, стоит дать следующее определение правового государства. Правовое государство – публично правовая организация публичной власти, суверенная власть в котором основана на господстве права, разделении властей и реальном обеспечении прав и свобод человека и гражданина.
Вывод к первой главе
В п. 1 ст. 1 Конституции РФ содержится положение, провозглашающее Россию правовым государством. При этом, чтобы государство было признано таковым одного провозглашения будет мало, необходимо создать условия для практической реализации принципов правового государства.
Правовое государство должно находить выражение в системе гарантий от необоснованного вмешательства со стороны государства в саморегулирующееся гражданское общество. Равенство всех граждан перед законом в самом общем виде закреплено в ст. 19 Конституции. Независимость суда отражена в ст. 120 и других статьях гл. 7 Конституции. Приоритет международного права в самом общем виде он закреплен в п. 4 ст. 15 Конституции.
В соответствии с действующей Конституцией, Российская Федерация является правовым государством. Но, то, что пишется в основном законе, не совсем соответствует реальному положению дел в России, что и показал нам анализ политической, социально- экономической и духовно-культурной сфер общества.
Формирование правового государства в РФ еще не закончилось. Правовое государство – это очень сложное, многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.
История идеи о правовом государстве берет свое начало еще с античных времен. Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Но, тем не менее, начало, причем весьма обнадеживающее, было положено. Стоит заметить, что эпоха средневековья, давшая многие примеры разума человека, не создавала необходимых условий для развития права и правопонимания. Вообще правовые концепции того времени были построены на противопоставлении позитивного и естественного права.
Правовое государство неразрывно связано с такими принципами как разделение властей, верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. Данные основополагающие идеи, определяют в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Благодаря разделению властей, правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Не стоит забывать и о таком признаке как верховенства федерального закона. Главное в идее правового государства – связанность государства правом.
Верховенство права – это, в первую очередь, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются (нормируются) законами.
Незыблемость свободы личности ее прав и интересов, чести и достоинства их охраны и гарантированность – еще один признак правового государства.
Обеспечение свободы личности посредством закона важнейшая функция государства.
Необходимо также ограничение всевластия в правовом государстве. Подчинение любых должностных лиц закону; разделение власти для предотвращения сосредоточения ее у одного лица или органа и пресечения злоупотреблений полномочиями; судебная защита граждан от должностных лиц. Эти идеи были сведены в теорию правового государства, рассматривающую личность не как объект власти, а как субъект права, гражданина, в отношении которого государство имеет не только права, но обязанности.
Отсюда вытекает следующий признак – взаимная ответственность государства и личности. Вместе с тем, российскому обществу необходимы практические результаты построения правового государства, реальный переход на закрепленный в Конституции Российской Федерации тип правопонимания («правовое государство»).
Многие признаки правового государства не реализуются в полной мере, существуют пробелы в формировании правового государства в РФ в политической, социально-экономической и духовной сферах общества. Взаимоотношения гражданина и власти всегда стоят в центре политической сферы.
Сущностные начала этих взаимоотношений раскрываются в ст.2 Конституции, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Последовательная реализация этого принципа в законодательстве создает необходимые предпосылки для формирования правового демократического государства, элементы которого должны развиваться вместе с происходящими изменениями в современном мире, которые оказывают непосредственное влияние на регулирование прав и свобод человека и гражданина, на появление новых институтов, на изменения в механизме защиты прав и свобод граждан.
Необходимо обратить внимание на:
организацию публичной власти, основанной на разграничении функций органов власти (принцип разделения властей), создании специальных институтов и юридических механизмов защиты прав гражданина;
создание благоприятной правовой среды и государственной поддержки для развития институтов гражданского общества, непосредственно связанных с реализацией и защитой прав;
развитие институтов прямой демократии;
территориальную организацию власти, обеспечивающая необходимое сочетание начал централизации и децентрализации при решении задачи обеспечения и защиты прав граждан, приближение органов власти к населению.
Построение настоящего правового государства в Российской Федерации, того идеала к которому стремимся, возможно, но необходимо время.
Целью данной работы является определение проблем формирования правового государства в РФ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!