проблемы финансирования бюджетного дефицита и методы его преодоления | Пример курсовой работы

проблемы финансирования бюджетного дефицита и методы его преодоления

Цель работы: Выявить проблемы финансирования бюджетного дефицита и методы его преодоления.

Но существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой дефицит бюджета и государственный долг не всегда влияют на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций. Для состояния национальной экономики подобный дефицит не представляет опасности, так как все расходы, даже если они превышают доходы, осуществляются на территории данного государства, что способствует росту благосостояния страны.
Основные направления бюджетной политики корректируется в зависимости от состояния финансовой системы страны. Глава Минфина Антон Силуанов озвучил последние корректировки федерального бюджета, согласно которым уровень дефицита на 2016 год был пересмотрен в сторону увеличения – до 0,5% ВВП с 0,4% ВВП, доходы планировались на уровне 14,797 трлн рублей, расходы – 15,214 трлн рублей, дефицит должен был составить 416,6 млрд рублей.
По данным Минфина, доходы бюджета в 2016 году составят 15,052 трлн рублей, расходы – 15,483 трлн рублей, дефицит – 430 млрд рублей.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2016 – 2017 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.
Формирование бюджетной политики любого государства мирового сообщества, осуществляется Правительством, желающим достичь отсутствия дефицита бюджета или, если это невозможно, максимально сократить бюджетный дефицит.
Для этого проводится постоянный мониторинг, способствующий поиску всё новых и новых путей преодоления дефицита бюджета и основной мерой на этом пути становится создание условий для увеличения доходов и снижения расходов.
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любой страны. Он представляет собой финансовый план государства на весь год и приравнивается к законодательному акту.
Государственный бюджет состоит из двух частей, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга:
Доходная часть, в которой отражаются источники поступления средств, предназначенных для финансирования государственной деятельности,
Расходная часть – в ней указываются цели, для которых предназначены данные государственные средства.
Чаще всего встречаются 2 варианта государственного бюджета:
Нормальное, сбалансированное состояние, при котором расходы государства равны доходной части госбюджета,
Дефицит – при этом расходы государства превышают размер доходной части.
Руководство каждой страны стремится к тому, чтобы достичь «баланса дохода», т.е. такой ситуации, при которой расходная и доходная части бюджета равны между собой.
Однако на этот баланс влияют самые разные факторы – политические, экономические, природные, в результате чего доходная часть госбюджета не может покрыть все расходные статьи. Именно такая ситуация и называется бюджетным дефицитом.
Иными словами, бюджетный дефицит это превышение расходов над получаемыми доходами. Естественно, что все страны стараются свести к минимуму риски возникновения подобной ситуации, поскольку такое состояние госбюджета нежелательно для страны – из-за бюджетного дефицита происходит рост государственного долга и инфляция.
В разные периоды своего существования, а особенно во время экономического кризиса практически каждое государство вынуждено сталкиваться с дефицитом госбюджета. Так, к самым распространенным причинам образования дефицита госбюджета являются:
Чрезвычайные и форс-мажорные ситуации – стихийные бедствия, катастрофы, массовые беспорядки и войны и т.п.;
Несовершенство налогового законодательства и политики в сфере налогообложения;
Коррупция в государственных органах;
Спад производства;
Увеличение расходов на оборону в связи с неспокойной ситуацией в мире;
Низкая эффективность финансовой системы страны;
Уменьшение доходов госбюджета в периоды экономического кризиса.
Как отмечают экономисты и политологи, если показатель дефицита государственного бюджета не превышает 3% внутреннего валового продукта (ВВП), вероятность его преодоления высока, а сам дефицит называют временным.
Если дефицит госбюджета колеблется в пределах 3-10%, он считается допустимым, однако при показателях более 20% дефицит называют критическим.
Исходя из этого бюджетный дефицит подразделяется на:
Активный, стимулирующий дальнейшее развитие экономики страны и вызывающий рост капитала,
Пассивный, напрямую зависящий от процессов инфляции, происходящих в государстве.
Как же можно покрыть дефицит госбюджета? Для этого существуют 3 способа:
Долговое финансирование.
Данный способ осуществляется путем выпуска доходных государственных облигаций, обращающихся на фондовом рынке. Естественно, что при этом увеличения денежной массы не наблюдается. После окончания заранее оговоренного периода обращения ценные бумаги погашаются государством.
Покрывается долговое финансирование дефицита госбюджета за счет внешних (вне страны) и внутренних (внутри страны) заимствований, что в итоге приводит к появлению или росту внешнего и внутреннего государственного долга.
В тех случаях, когда государство использует исключительно данный вариант пополнения бюджетного дефицита, последний возрастает настолько, что финансировать его становится невозможно и в результате единственным выходом становится эмиссионное финансирование.
Монетизация дефицита бюджета.
Являясь традиционным способом уменьшения бюджетного дефицита, монетизация заключается в дополнительной эмиссии денежных средств, т.е. увеличении денег в обращении. При этом у государства появляется доход, возникающий благодаря печатанию денежных знаков – так называемый «сеньораж» (от фр. seigneuriage).
Главным недостатком этого варианта решения проблемы бюджетного дефицита является инфляция.
Корректировка налоговой политики в сторону роста налогообложения.
Ещё один вариант пополнения госбюджета и сокращения дефицита – введение дополнительных видов налогов и повышение налоговых ставок.
В соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2015-2017 года»:
В 2015 году расходы госбюджета составят 15 триллионов 215 миллиардов руб., а доходы – 12 триллионов 539 миллиардов 700 миллионов руб.,
В 2016 году расходы ориентировочно составят 16 триллионов 271 миллиард 800 миллионов рублей, а доходная часть государственного бюджета будет равна 15 триллионов 795 миллиардов 500 миллионов руб.,
В 2017 году доходы госбюджета будут равны 16 триллионам 547 миллиардам 800 миллионам руб., а расходы – 17 триллионов 88 миллиардов 700 млн.руб.
Исходя из этих данных, дефицит государственного бюджета в 2015 году составит 3,66% от ВВП или 2675,3 млрд. руб., в 2016 году – 0,57% от ВВП или 476,3 млрд. руб. и в 2017 году – 0,6% от ВВП или 540,9 млрд. руб.
Двумя годами ранее, в 2013 году Россия рассчитывала решить проблему с дефицитом госбюджета в течение 24 месяцев с условием, что цена на нефть составит не менее 100 долл.США за 1 баррель. Однако в результате западных санкций в отношении РФ стоимость барреля нефти составила всего 50 долл. США – именно поэтому и дефицит госбюджета возрос до 2675,3 млрд.руб. В дальнейшем ожидается снижение размера бюджетного дефицита.
Также в планы Правительства РФ входит снижение уровня инфляции и сокращение государственных расходов. При этом стоит отметить, что реформа «Сколково», подготовка к Чемпионату мира по футболу, который будет проводиться в 2018 году, Универсиаде-2019 в Красноярске и многим другим крупным мероприятиям приведут к увеличению статьи государственных расходов.
Какие бы меры ни принимались для преодоления дефицита госбюджета, все они в итоге направлены на сокращение расходов и увеличение доходных статей, а сбалансировать бюджет страны помогут продуманное законодательство и действующие механизмы выполнения принятых законов.
Цель работы: Выявить проблемы финансирования бюджетного дефицита и методы его преодоления.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 + 19 =