Проблема соотношения способностей и задатков | Пример курсовой работы

Проблема соотношения способностей и задатков

Цель исследования: исследовать проблему соотношения способностей и задатков детей младшего школьного возраста.

В юношеском возрасте (от 14–15 до 18–19 лет) наступает период первичной социализации, происходит выбор и в большинстве случаев – обучение профессии. В эту пору значительно дифференцируются способности и интересы обучаемых, формируется и вырабатывается жизненная позиция. Мыслительная деятельность юношей более активна, появляется тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, стоящих за частными фактами.
Как общие, так и специальные способности взаимосвязаны. Общие способности формируются одновременно с развитием и формированием познавательных процессов (внимание, ощущение, память, восприятие, представление, речь, мышление). Безусловно, развитие специальных способностей нереально представить без общих способностей у человека. Это хорошо представлено В. А. Крутецким на примере формирования математических способностей [Выготский, 2016]. Исследуя математические способности, В. А. Крутецкий определил, что для эффективного выполнения математической деятельности необходимы:
– интенсивное, положительное отношение к математике, стремление заниматься ею, на высоком уровне развития переходящее в страстную увлеченность;
– определенные характерологические особенности, в первую очередь усердность, упорство, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, а также интеллект;
– благоприятное психическое состояние во время деятельности;
– конкретные знания, навыки и умения в соответствующей сфере;
– конкретные персонально-психологические черты в сенсорной и интеллектуальной областях, соответствующие условиям этой деятельности.
Первые четыре из вышеназванных пунктов отображают единые психологические качества, необходимые для любой деятельности. В пятом пункте показаны свойства личности как специфичные составляющие математических способностей.
В последнее время в особую категорию начали выделять и способности к общению, взаимодействию с людьми. Данные способности в максимальной степени обусловлены социально.
Способности можно отличать согласно степени их проявления в той или иной деятельности. Отличают четыре степени способностей [Крайг, 2016]:
1) репродуктивный;
2) творческий;
3) высокий;
4) наивысший.
На репродуктивном уровне индивид создает умения усваивать познания, осваивать деятельность согласно представленным образцам (например, способность решать математические задачи, вытачивать детали согласно стандартам и т. п.).
На творческом уровне индивид формирует новое, уникальное. Сначала в репродуктивную деятельность вводятся элементы новизны, творчества. Данные элементы улучшаются, развиваются, на основе чего создается творческая деятельность. Таким образом, любая репродуктивная деятельность содержит элементы творчества, а творческая деятельность содержит репродуктивные элементы.
На высоком уровне способностей деятельность различается принципиальной новизной, уникальностью подхода к решению трудных вопросов и т. д. Говорят, что человек, который имеет такой уровень способностей, талантлив (способности у него на уровне таланта).
Наивысший уровень развития способностей подразумевает формирование человеком уникального, новейшего в сфере научных исследований, производства, искусства, литературы и др. О людях с подобной степенью развития способностей говорят, что они гениальны.
Задатки – это изначальная природная база способностей, еще не развитых, однако утверждающих о себе при первых пробах деятельности. Немаловажно как можно раньше раскрыть задатки детей, для того чтобы начать приступить к формированию их способностей, не упустить сенситивный возраст. Зависимость формирования способностей от задатков исследуется психологией личных отличий. Согласно А. Анастази, личные отличия порождаются множественными и трудными взаимодействиями между наследственностью индивидуума и его средой [13].
Различают два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные) [13].
Врожденными задатками называют те, которые выражаются еще при рождении ребенка. Даже дети-близнецы, несмотря на сходство общих качеств, различаются стилем поведения и психическими состояниями, что объясняется не только воздействием среды, но и генетическим воздействием, влиянием наследственности [Крайг, 2016].
Приобретенные задатки рассмотрим на примере математических способностей. Для того чтобы овладеть высшей математикой, необходимо обязательно понимать элементарную. Данные знания по элементарной математике будут выступать как задатки по отношению к высшим математическим способностям [Крайг, 2016].
И безусловно, способность к общению во многом зависит непосредственно от влияния внешней среды, а задатки к этим способностям социально обусловлены.

При написании данной работы нами были решены следующие задачи:
Рассмотрены понятия «способности» и «задатки». Были исследованы работы большинства психологов, которые полагают, что под задатками необходимо видеть не столько анатомо-физиологические, сколько психофизиологические свойства, в главную очередь те, которые выявляет ребенок в самой ранней фазе овладевания работой, а в некоторых случаях, и взрослый, еще не занимающийся систематически конкретной деятельностью.
Проанализирована взаимосвязь способностей и задатков, которая показала, что способности и задатки тесно взаимосвязаны друг с другом. Задатки считаются предпосылками к формированию способностей, а это означает, что развитие личности в целом зависит от задатков. Личность достигает успеха, при благоприятных жизненных условиях, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям.
Провели сравнительный анализ методов исследования и способностей и задатков у детей младшего школьного возраста, а именно, рассматривались три методики: опросник Панько Е.А., методика «Карта интересов для младших школьников», матрицы Равена. Проанализировав данные методики, можно сказать, что они действительно способны выявлять способности и задатки у детей младшего школьного возраста. Каждая методика по-своему уникальна.
Следует иметь в виду, что способности ребёнка выражаются неравномерно и на различных ступенях формирования не могут быть обнаружены с помощью схожих методик. Надёжное обнаружение способных детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по степени развития, но его проявления до такой степени неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые заключения весьма сложно. При этом не существуют и нет возможности существовать методам и показателям, несомненно фиксирующих интеллектуальную одарённость каждого ребёнка. Заключение о наличии интеллектуальной одарённости может производиться только на основе всего комплекса сведений, полученных при использовании различных методов, и подобное заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не конечный вывод.
Представлены рекомендации педагогам по развитию способностей и задатков у детей младшего школьного возраста:
– – работа в малых группах;
– творческие задания;
– контроль – установление фактического состояния процесса, оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки;
– психолого-педагогические диагностики;
– проведение факультативных курсов;
– включение в учебный процесс решения задач повышенной сложности;
– наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
– анкетирование.
Для своевременного выявления способностей и задатков у детей младшего школьного возраста педагог должен использовать каждую возможность, чтобы в дальнейшем помочь ребенку развивать их.
Цель исследования, которая заключалась в проблеме соотношения способностей и задатков детей младшего школьного возраста, достигнута.
Цель исследования: исследовать проблему соотношения способностей и задатков детей младшего школьного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!