Проблема соотнош-я понятий личность и индивид-сть в психологии | Пример курсовой работы

Проблема соотнош-я понятий личность и индивид-сть в психологии

Цель данной работы – раскрыть соотношение личночсти и индивидуальности.

В словаре Ожегова читаем: «ЛИЧНОСТЬ – Человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо. Личностные качества» [7, с.1039]. «Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого. Индивидуализм – нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества». В философско-психологической литературе из двух определений человека – личность и индивидуальность – «вершинным» считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальности. Ананьев Б. Г. писал: «Если личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности» [2, с.329]. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я[28, с. 336]. Рубинштейн С.Л. писал: «если одни, например В.С. Мерлин, максимально сближали понятия личности и индивидуальности, рассматривая личность как интегральную индивидуальность, то другие ученые считали индивидуальность высшим уровнем развития личности» [26, с. 512]. Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. … Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального» [28, с. 354]. Франк С.Л. делает попытку разделить душевное и духовное бытие человека и даже помещает между ними «самость» как отдельный психологический конструкт, при этом точно описывает взаимоотношения личности и индивидуальности. «Самость (субъективность) человека стоит, таким образом, всегда на пороге между душевным и духовным бытием. Есть место, где духовное (значимое в самом себе бытие) проникает в душу. На этом основана таинственная способность человека – единственный подлинный признак, отличающий его от животного, – соблюдать дистанцию в отношении самого себя, привлекать свою непосредственную самость на суд высшей инстанции, оценивать и судить ее и все ее цели» [30, с.408-409]. Здесь речь идет о совести человека, которая до сих пор не признана психологами как отдельный психологический конструкт и достойный объект для исследования. Приведем развернутое определение индивидуальности данное И. И. Резчицким. «Индивидуальность – это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей. В качестве индивидуальности человек является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества» [25, с. 29]. Совершенно верно, если дух человека уже полностью контролирует его душевное бытие, как у гармонично развитой духовной личности. Таким образом, в современной психологии до сих пор не решен окончательно вопрос: «Что выше – личность или индивидуальность?». Те авторы, которые ставят индивидуальность выше личности, приводят верные рассуждения о психологических свойствах духа и делают соответствующие выводы. Но все авторы исходят из того, что личность и индивидуальность формируются в течение одной земной жизни человека. Отсюда и возникает эта путаница в разделении психологических особенностей личности и индивидуальности, и разница во взглядах на их взаимоотношения, то есть на «вершинность» в уровнях развития структур психики.
Личность и индивидуальность как бы сталкиваются через проблему совместных действий по достижению социально значимых целей и, взаимодействуя, оказывают влияние друг на друга. К условиям, определяющим самобытность индивидуальности, относится целостностное развитие личности. Целостный подход к личности предполагает ее исследование как определенного инструмента проектирования той социокультурной реальности, которая обеспечивает непрерывность ценностного самоопределения индивидуальности во времени. Отметим, что личность в качестве особой объективной существующей реальности есть не что иное, как системная (сущностная) характеристика образа индивидуальности. Личность – единый и целостный феномен, его нельзя разделить на внешнюю и внутреннюю составляющую. Идея о том, что личность есть обязательное условие адекватного и целостного осмысления ее индивидуальности, отражает сложные процессы социального бытия индивида. Поэтому под индивидуальностью понимается такие характеристики личности, которые позволяют раздвинуть границы ее собственного бытия, выйдя за их пределы к единым основаниям социокультурного пространства. Образ индивидуальности характеризует человека как носителя определенных конкретных социальных ролей, выделяя его среди многообразия иных, подобных индивидов. Вместе с тем параметры индивидуальности обнаруживают себя как предельные духовные основания личности, как проявление подлинной ее сущности. Это позволяет индивиду преодолеть свое несоответствие социокультурной системе координат и найти высший источник смысла своего существования в мире. Важно то, что связь между личностью и индивидуальностью является сложной и неоднозначной. Мир единственных и неповторимых смыслов и значений индивидуальности, обладая автономностью и независимостью от личности, в то же время обнаруживает себя через ее содержание. Это оказывает воздействие не только на формирование нового типа самосознания, но и возникновение новой ценностной реальности, требующей изменения моделей поведения индивида.
Цель данной работы – раскрыть соотношение личночсти и индивидуальности.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!