Принципы правового государства | Пример курсовой работы

Принципы правового государства

Цель работы: рассмотреть сущность и принципы правового государства.

Генезис теории разделения властей. Истоки теории разделения властей, именуемой нередко принципом разделения властей, находятся еще в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Древней Греции Солон (638–559 до н.э.), будучи архонтом, создал «Совет четырехсот» и усилил полномочия ареопага. Эти два органа должны были, по словам Солона, уподобляться двум якорям, предохрняющим государственный корабль от бурь. Анализ форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа. Аристотель в IV в. до н.э. в «Политике» указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Однако теория разделения властей в том виде, как она воспринимается ныне, появилась более трехсот лет назад в эпоху Просвещения.
К этому времени созревают необходимые предпосылки для развития этой теории. Они сводятся к следующему:
в недрах феодализма созревает новый капиталистический уклад, подготавливающий условия для демократизации всех сфер общественной жизни;
во многих государствах Европы появляется политический и идеологический плюрализм;
среди творческой интеллигенции идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан;
предпринимаются попытки ограничения властных полномочий отдельных лиц и отдельных органов государства.
В конце XVII в., в период «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается каркас здания под названием теории разделения властей. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Дж. Локк и французский просветитель, философ и правовед Ш.-Л. Монтескье.
Идеи Дж. Локка о разделении властей были изложены в главном его труде «Два трактата о государственном правлении» (1690), а идеи Ш.-Л. Монтескье — в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и основном его произведении — «О духе законов» (1748).
Будучи сторонником теории естественного права, общественного договора, Дж. Локк представлял государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона. Поэтому разрабатываемый им принцип разделения властей рассматривался как один из способов достижения сложившихся в его миропонимании целей.
В связи с этим он выступал против концепции абсолютизма. Абсолютная монархия, писал Дж. Локк, сама не подчиняется закону, следовательно, она не способна гарантировать естественную свободу человека.
Дж. Локк считал, что государство должно и способно успешно защитить права и свободы граждан при разделении его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части. В соответствии с таким видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) — на монарха и правительство (Кабинет министров). При этом верховной властью объявляется законодательная власть. Все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие.
Идеи о разделении властей развивались и дополнялись позднее в работах Ш.-Л. Монтескье. В каждом государстве, писал он, есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Отсутствие такого разделения властей способствует, по мнению мыслителя, концентрации власти в руках одного лица, государственного органа или небольшой группы людей, а в конечном итоге — произволу.
Несмотря на общность многих положений, высказанных Дж. Локком и Ш.-Л. Монтескье в отношении теории разделения властей, учение Ш.-Л. Монтескье обладает новыми моментами.
Во-первых, Ш.-Л. Монтескье более определенно говорит о конституционном закреплении механизма разделения властей.
Сущность правового государства можно кратко выразить так: правовым государством является государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признает, уважает и охраняет права и свободы граждан.
Важнейшие характеристики правового государства относятся к принципам, на которых основываются отношения в треугольнике, состоящем из таких субъектов, как личность, общество и государство.
Главный ценностью в правовом государстве признается личность с ее правами и свободами. Права и свободы личности могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. Данному содействует устройство государства на принципах народного суверенитета, демократизма, верховенства закона, разделения властей, политического и идеологического плюрализма, взаимной ответственности государства и личности, гласности в деятельности государственного аппарата и информированности граждан, наличие демократического правосудия и судебных форм защиты прав и свобод граждан, режима законности.
Принципами правового государства, которые отличают его от государства неправового, являются:
верховенство закона;
взаимная ответственность;
реальность прав и свобод граждан;
разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
взаимная ответственность государства и личности;
наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Цель работы: рассмотреть сущность и принципы правового государства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

19 + 9 =