Принцип историзма

Цели и задачи

Цель исследования: выявить и охарактеризовать методы применения историко-методологического подхода в процессе обучения.

Введение и актуальность


Активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. Активность - предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. В системе познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции.
В продуктивной познавательной активности эти уровни выражаются:
1) как активность внимания, вызываемая новизной стимула и разворачивающаяся в систему ориентировочно-исследовательской деятельности;
2) как исследовательская познавательная активность, вызываемая в проблемной ситуации в условиях обучения, в общении, профессиональной деятельности;
3) как личностная активность, выражающаяся в форме «интеллектуальной инициативы», «надситуативной активности», «самореализации» личности.
Адаптивные формы активности и соответствующие им процессы вызываются многочисленными потребностями и теми видами мотивации, которые получили общую характеристику мотивов достижения (успеха).
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема перехода от репродуктивной модели образования, обеспечивающей воспроизводство «готовых знаний», к продуктивной модели, ориентированной на активизацию познавательной деятельности обучающихся. В данном направлении ведутся исследования различных аспектов процесса формирования познавательной активности детей.

Заключение и вывод

Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности и деятельности. Влияние познавательного интереса и активности ученика обеспечивается рядом условий: уровнем его развития, его характером, местом среди других мотивов, своеобразием интереса в познавательном процессе, связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. В средней школе (5-8 классы) формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знаний, развиваются нравственные познавательные стремления. Однако, этот процесс происходит не автоматически, а с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развития самостоятельности школьника. Занимательный материал влияет на развитие познавательного интереса, а, следовательно, и познавательной активности Влияние на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Важнейшей предпосылкой воспитания интереса к школьному предмету является личность учителя, взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения, организация взаимоотношений между учащимися на уроке.
Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, влияет на формирование личности ученика: на нравственность, положительные мотивы деятельности, устойчивый интерес к учению. Учитель должен видеть в каждом ребенке личность, приходить к нему на помощь в случае необходимости, поддерживать добрым словом. Бестактность учителя, неправильная оценка деятельности ученика неизбежно приводит к конфликтам.
Что касается содержания школьного предмета информатики, то он таинственно и романтично, увы, не для всех учащихся, для многих информатика кажется сухой наукой.
Поэтому не стоит упускать возможности сделать ее ярче и привлекательней.
Использование историко-методологического подхода в процессе обучения воздействует на познавательный интерес к предмету и является, пусть не одним важным, но основополагающим вкладом в формирование межпредметных связей, в гуманитаризацию математического школьного образования, в повышение общей культуры учащихся.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ