причины агрессивного поведения у дошкольного возроста | Пример курсовой работы

причины агрессивного поведения у дошкольного возроста

Цель данной работы состоит в анализе причин агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Благоприятным условием возникновения и проявления агрессии у детей могут служить и слишком жесткие рамки, в которые ставят ребенка взрослые, требование безоговорочного подчинения, соблюдения дисциплины, когда послушание возводится в ранг ведущей линии поведения ребенка. Послушание, которое не обязательно принимается и осознается ребенком как благо для него, а послушание ради подчинения воле взрослого. В этом случае происходит постепенное накопление протеста, который когда-то обязательно проявится в агрессивной форме.
Многие психологи в качестве причины выделяют также дисгармоничность внутреннего мира ребенка, расплывчатость, несформированность его «Я – концепции». Расплывчатое представление о себе, сопровождающееся неуверенностью и тревожностью, стимулирует дошкольника на то, чтобы избавиться от этого неприятного состояния путем ощущения силы «Я», приобретения уверенности и снятия тревожности пусть и на короткий срок. Сделать это можно за счет агрессивности, выложившись в крике, драке, разрушительности до конца, т.е. разрядившись.
Агрессивность поведения может побуждаться и трудностями в общении со сверстниками в сочетании с неумением добиваться относительно высоких результатов в различных сферах. Известно, что ребенок развивается нормально, когда ему обеспечен успех и признание в группе. В противном случае возникает внутренняя напряженность, конфликтность, которая стимулирует желание добиваться успеха и признания в группе негативными способами, т.е. через агрессию.
Наконец, агрессивное поведение может проявляться ситуативно в результате утомления, перенапряжения, болезни и т.п.
Таким образом, главная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте: неверное поведение взрослых по отношению к ребенку; при ребенке, когда взрослый демонстрирует агрессивность. Неверное поведение взрослых можно классифицировать так:
– уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки;
– не допускают проявления детьми инициативы;
– в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;
– не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;
– требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям;
– не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;
– поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.
Агрессия, в той или иной степени, присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которого является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально-приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.
Причины агрессивного повеления детей дошкольного возраста могут быть очень разными. Иногда они вызваны особенностями темперамента и нервной системы, но очень часто это лишь следствие неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта ребенка, которого не научили адекватно реагировать на события, с которыми ему приходится иметь дело. Нередко такие дети чувствуют себя отверженными, считают, что родители их не любят, и пытаются найти способ привлечения внимания сверстников и взрослых. Пытаются стать нужными и любимыми. К сожалению, эти поиски часто заканчиваются вовсе не так, как хотелось бы самому ребенку и окружающим его людям.
Можно выделить три основных источника деструктивного поведения:
– чувство страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;
– столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
– отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.
В психологии существуют методы, выясняющие степень агрессивности и некоторой ее коррекции. Однако этого бывает недостаточно, чтобы излечить ребенка от агрессии. Педагогические методы, такие как вовлечение детей в интересную деятельность, создание ситуаций, демонстрирующих ребенку уважение к нему, его мнению, исключение наблюдения отрицательных форм поведения и оценка их в случае, если ребенок все же может их наблюдать, обучение малыша способам положительного неагрессивного поведения, а главное, постоянное внимание родителей и воспитателей к внутреннему миру ребенка – все это дает основания предполагать, что степень агрессивности будет снижена, если не совсем исключена. Развитие культуры эмоциональной сферы – важная задача в воспитании ребенка дошкольного возраста. Этому и следует уделять как можно больше внимания в дошкольном возрасте.
Не стоит забывать, что агрессивная реакция — естественная реакция человека. Необходимо научить ребенка управлять своей агрессивностью, выражать и снимать ее приемлемыми способами.
Важно также понимать, что агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей и воспитателей — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.
Цель данной работы состоит в анализе причин агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 + 3 =