Представления о ведьмах и ведовстве в средневековом обществе | Пример курсовой работы

Представления о ведьмах и ведовстве в средневековом обществе

Целью данной работы является выявление отношения средневекового общества к ведовству.

Остальные 20% обвинений были выдвинуты по мере формирования официальной концепции ведовства его противниками; лишь некоторые из них являются результатом измышлений схоластов и инквизиторов, которые, не жалея красок, расписывали ужасные деяния еретиков, но практически все обвинения, за исключением идеи шабаша, сформировались прежде, чем инквизиционное судопроизводство распространилось на ведьм. Ясно, что многие преступления, приписываемые ведьмам, физически невозможны, что многие люди были невинно осуждены по обвинению в ведовстве.
Ведовство — это составное явление, объединившее в себе элементы фольклора, колдовства, демонологии, ереси и христианской теологии.
В классический период можно выделить следующие характерные компоненты ведовства:
берущие начало в колдовстве (приблизительно 31%) — оборотничество, перемещения ведьм верхом на различных предметах, каннибализм, детоубийство, использование мазей, домашних духов, вызов демонов с помощью заклинаний, ночь как время разгула ведьм;
вытекающие из других фольклорных традиций (23%) — богиня Диана, дикие пляски, “хорошее общество”, дикий человек и дикая охота, инкубы и прохождение сквозь закрытые двери и стены;
связанные с еретичеством (27%) — определение ведовства как секты, тайные собрания, глумление над распятием и иными священными символами христианства, официальное отречение от церкви, синагога, оргии и пиршества;
компоненты, привнесенные теологами (19%), — пакт, печать дьявола, поклонение дьяволу, жертвоприношение и присяга дьяволу; непристойный поцелуй и шабаш.
Идея шабаша появляется только в конце XV в.; в Средние века не было ни шабаша, ни черной мессы, и потому неверно считать их компонентами средневекового ведовства.
Процесс соединения и сплавления перечисленных элементов в феномен ведовства включает в себя постепенное приращение различных верований и ритуалов.

Преемственность разнообразных явлений, объединяемых понятием “ведовство”, тянется от древних языческих верований и ритуалов через Средние века к классическому ведовству XV в. и заканчивается XVIII веком. Но эта преемственность была абсолютно бессознательной — в ней нет структуры, нет соответствующих институтов или догматов. Она складывалась из магического мировоззрения, колдовских практик, народных обрядов (в первую очередь, связанных с земледелием и охотой) и готовности игнорировать или идти наперекор власти и общественному мнению посредством общения со сверхъестественными силами, которые церковь считала злыми. Поскольку эта преемственность была неустойчивой и зачастую лишь смутно очерченной, огромную силу имели общеустановленные представления о ведовстве, как богословские, так и народные. Иными словами, ведьмы делали то, чего от них ждали. В раннесредневековье ведовство отчасти представляло собой пережиток язычества и магии, а отчасти являлось продуктом их трансформации христианством.
Где-то после 700 г. развитие ведовства стало протекать под влиянием реформистской ереси. Начиная примерно с 1140 г. движение катар, подчеркивавшее власть Сатаны и во многих местах сыгравшее роль преемника реформизма, способствовало дальнейшей трансформации ведовства. Обрастание церкви различными институтами, особенно учреждение института папства, наряду с подъемом схоластической философии и ростом народного рвения, нашедшего выражение в антисемитизме, фанатизме и крестовых походах, также внесло свою лепту в формирование феномена. В 1230-х гг. была учреждена инквизиция, и с начала XIV в. она принимает активное участие в формировании образа ведьмы, посредством пыток вынуждая обвиненных сознаваться в преступлениях, заданных схоластическими определениями ведовства. В XIII–XIV вв. ведовство испытывало на себе влияние дуалистических ересей; углубляющийся экономический, политический и социальный кризис средневекового общества стал благоприятной почвой для различных форм протеста, самой значительной из которых было ведовство. И наконец, между 1420 и 1487 годами схоласты и теоретики-инквизиторы путем убеждения и насилия утвердили образ ведьмы, ставший классическим и сохранявшийся вплоть до XVIII в.
Целью данной работы является выявление отношения средневекового общества к ведовству.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!