представителей архетипа «злодей» в литературе и кино | Пример курсовой работы

представителей архетипа «злодей» в литературе и кино

Цель работы — проанализировать представителей архетипа «злодей» в литературе и кино.

Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов три вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.
Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.
Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.
Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.
В целом, имидж тесно связан с понятием архетипа, так как оперирование признаками известных архетипов позволяет манипулировать восприятием имиджа выбранной аудиторией.
Имиджелогия в настоящее время развивается достаточно активно, так как она востребована, поскольку помогает при помощи узнаваемых образов манипулировать аудиторией, воздействовать на неё.
Одним из аспектов имиджелогии является выявление и обобщение архетипов. Здесь речь идёт не об архетипах Юнга, которые преставляют собой базовые, максимально обобщённые образы-идеи, но более конкретные образы, типы или типажи, которые обладают рядом сходных сюжетных функций и хараткеристик.
В работе мы проанализировали героя романа В. Гюго «Отверженные» Тенардье как представителя архетипа «злодей».
Данный персонаж является типичным злодеем-интриганом, злодеем-хитрецом, чьи усилия направлены на получение денег — это основная цель его жизни. Он не совершает бескорыстных поступков, даже если они фактически ничего ему не будут стоить (эпизод в канализации), он стремится к наибольшей выгоде, причём согласен получить не только важное преимущество, но и заодно и самую мелкую выгоду одновременно (также эпизод в канализации: Тенардье было достаточно выпустить Вальжана с Мариусом, чтобы они отвлекли Жавера, но он предпочёл заодно и обыскать обоих героев, чтобы получить деньги). Тенардье равнодушен к своей семье, любые несчатья он пытается использовать для своей выгоды. Зачастую жадность в нём побеждает даже здравый смысл (история с Фантиной: не будь Тенардье такими жадными, они могли бы гораздо дольше тянуть из неё деньги).
При этом Тенардье может выступать в иных архетипах, в частности, в архетипе «трикстер» и «помощник». В архетипе «помощник» он выступает ненамеренно: у никогда нет цели помочь, однако несколько важных событий происходят именно потому, что вмешивается Тенардье и своей невольной помощью меняет судьбу героев.
Архетип «злодей» дотаточно вариативен: от мелких мошенников (к которым относится Тенардье) к философствующим злодеям (как Свидригайлов), от почти безликих злодеев, которые не стремятся ни раскаиваться, ни искупать свои преступления (как Саурон) к злодеям, которые в конце концов раскаиваются, осознают свою вину (Дарт Вейдер). Злодеи могут быть вполне психически здоровы (как Тенардье), так и демонстрировать признаки безумия (как Клегг или Волдеморт). Всех этих героев объединяет то, что они несут разрушение, подчас бездумное и равнодушное, хотя в ряде примеров они могут быть и созидательны, способны на осознанные добрые дела и любовь.
Цель работы — проанализировать представителей архетипа «злодей» в литературе и кино.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!