Правовые основы и система органов управления образованием в рф | Пример курсовой работы

Правовые основы и система органов управления образованием в рф

Цель работы заключается в теоретическом осмыслении организационного и правового механизма по управлению образованием, формирование модели управления образованием, которая будет отвечать нынешним условиям.

Для регулирования вопросов образования сегодня применяются такие виды правовых актов, как: Конституция РФ; конституции и уставы субъектов РФ; конституционные законы (федеральные и субъектов РФ); законы (федеральные и субъектов РФ); указы Президента РФ; постановления (Правительства, Главного государственного санитарного врача); распоряжения (Президента, Правительства, глав администраций); приказы, инструкции, указания (ведомственные); акты представительных органов местного самоуправления; решения референдумов (волеизъявления); договоры, соглашения внутригосударственные; ратифицированные международные договоры; признанные нормы международного права; модельные законодательные акты (рекомендательные).
Согласно ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) законодательство в сфере образования состоит из соответствующих положений Конституции РФ, названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Таким образом, законодательство РФ в сфере образования представляет собой двухуровневую систему и состоит из федерального законодательства, законодательства субъектов РФ. В федеральном законодательстве и в законодательстве субъектов РФ – там, где действует принцип разделения властей, можно дополнительно выделить два подуровня: законы и нормативные правовые акты органов исполнительной власти. При этом именно закон является главным юридическим источником, обеспечивающим стабильное функционирование системы образования. Он регулирует основные элементы механизма социального управления: его систему, цели, принципы (общие и социальные) и весь управленческий процесс, подчиненный достижению целей и задач, возникающих и решаемых в ходе воздействия управления на общественные процессы.
В отличие от системы законодательства, включающей в себя акты исключительно законодательной природы, система нормативно-правовых актов охватывает собой все источники, посвященные урегулированию образовательных отношений. Это связано с тем, что отношения в данной сфере затрагивают предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения самых различных публичных образований соответственно Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
В соответствии с вышеизложенным иерархически выстроенную систему источников образования можно представить следующим образом (учитывая огромный пласт нормативных актов, прямо или косвенно затрагивающих отношения в образовательной сфере, приведём наиболее фундаментальные и показательные из них):
1) Конституция РФ;
2) нормы международного права;
3) специальное законодательство в сфере образования:
– федеральное законодательство в сфере образования;
– региональное законодательство в сфере образования;
– нормативно-правовые акты в сфере образования, принятые представительными органами муниципального образования;
4) общее законодательство в сфере образования;
5) подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с образованием:
а) акты органов общей компетенции:
– указы Президента РФ;
– постановления Правительства РФ;
– подзаконные акты по вопросам, связанным с образованием, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, а также высшим должностным лицом субъекта РФ;
– подзаконные акты по вопросам, связанным с образованием, принятые исполнительными органами муниципального образования;
б) акты органов специальной компетенции:
– ведомственные подзаконные акты по вопросам, связанным с образованием органов специальной компетенции;
6) иные источники, содержащие нормы в сфере образования (постановления Конституционного Суда Российской Федерации, локальные нормативные акты органов управления образованием).
Таким образом отметим, что система актов, образующих образовательное законодательство, построена на началах субординации. Это означает, что принимаемые субъектами РФ законы и иные нормативные правовые акты в сфере в сфере образования и науки не должны противоречить нормам федерального законодательства, и в первую очередь нормам Конституции РФ и Закону № 273-ФЗ.
1. Образование находится в центре первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависят будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой, образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
2. В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу, что обусловлено рядом причин.
Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование. Положения статьи 43 Конституции РФ, раскрывающие конституционную формулу «каждый имеет право на образование», находят развитие в актах образовательного законодательства.
Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня, не будет преувеличением сказать, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы. Концепция непрерывного образования, провозглашенная ЮНЕСКО в 1972 г. и успешно реализуемая сегодня во многих странах мира, многократно увеличивает число участников образовательных отношений.
В-третьих, образование представляет собой значительную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования административно-правовых, гражданско-правовых и трудовых отношений, а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг.
2. Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: 1) федеральном; 2) региональном; 3) муниципальном, когда первые два – представляют собой уровни государственного управления в сфере образования.
3. Государственное управление образованием включает в себя:
а) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
б) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
в) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
г) проведение мониторинга в системе образования;
д) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
е) государственную регламентацию образовательной деятельности;
ж) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
з) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.
Цель работы заключается в теоретическом осмыслении организационного и правового механизма по управлению образованием, формирование модели управления образованием, которая будет отвечать нынешним условиям.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!