Правовой статус опекунов и попечителей. | Пример курсовой работы

Правовой статус опекунов и попечителей.

Целью исследования является рассмотрение правового статусу опекунов и попечителей.

Таким образом, анализируя все вышеизложенное можно выделить основные права и обязанности, которые присущи органам опеки и попечительства: обязанность назначать опекунов и попечителей; право и обязанность по осуществлению надзора за деятельность опекунов и попечителей; обязанность исполнять функции опекуна (попечителя) в отношении тех несовершеннолетних, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно; право и обязанность давать разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного; право предъявлять в суд иски о признании недействительными или о применении последствий недействительности сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных; право освобождать и отстранять опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; право обязать опекуна (попечителя) ребенка не препятствовать общению ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками; право давать согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника; обязанность обеспечивать право ребенка на воспитание в семье; обязанность защищать права и интересы несовершеннолетних; обязанность производить обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представлять суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора; − обязанность при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью отобрать ребенка опекунов (попечителей) и обеспечить его временное устройство. Таким образом, осуществление деятельности по охране и защите детей, оставшихся без попечения родителей и не достигших возраста совершеннолетия находится в ведение органов опеки и попечительства на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
В результате проведенного исследования необходимо подвести следующие итоги:
Опека и попечительство, это не только одна из форм воспитания детей, оставшихся в силу различных причин без попечения родителей, но в первую очередь семейно-правовой институт, имеющий целью защиту имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних. Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения. Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК относит детей, не достигших 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18лет (п. 1 ст. 33 ГК).
В институте опеки и попечительства семейные и гражданские элементы переплетаются настолько тесно, что разделить их невозможно. Данный институт в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития. В современной юридической литературе вопросам защиты прав детей, заботе об их воспитании уделяется большое внимание. Это связано, прежде всего, с введением в Семейный кодекс РФ специальной главы – “Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей”. Глава 20 Семейного кодекса предусматривает опеку и попечительство над детьми как одну из форм воспитания детей и защиты их прав. Согласно ч. 3 ст. 121 СК органы опеки и попечительства являются единственными органами, в обязанности которых вменяется забота о детях, оставшихся без попечения родителей, что придает публичный характер их деятельности. Используемое в ст. 121 СК РФ понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» соответствует международно-правовым нормам и 48 отвечает требованиям времени. Оставшимися без попечения родителей закон признает детей, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в этих правах, признаны судом недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания либо от защиты прав и интересов своих детей, в том числе отказываются взять их из воспитательных и аналогичных учреждений. В ст. 123 СК РФ в п. 1 отмечается, что «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов».
Представляется, что обновленная редакция данной статьи вызвана в первую очередь изменениями государственной социальной политики в области социального сиротства, известной под термином «деинституционализация детей-сирот», означающей вывод воспитанников интернатных учреждений на альтернативные семейные формы устройства. Семейный кодекс, закрепляя права несовершеннолетних как личного, так и имущественного характера, распространяет свое действие на всех детей безотносительно к их семейно-правовому статусу.
Вместе с тем действующее законодательство особо выделяет права детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающихся в дополнительной защите. Во-первых, Семейный кодекс выделяет детей, находящихся под опекой, в том числе и детей, находящихся в соответствующих учреждениях, посвящая их правам отдельные статьи. Во-вторых, в обеспечение положений Семейного кодекса и в целях дополнительной государственной гарантии соблюдения прав и законных интересов детей, утративших родительское попечение, были приняты соответствующие федеральные законы, посвященные их правам.
Таким образом, подопечный ребенок является особым субъектом защиты, и ему свойственна специфическая правосубъектность. Он обладает правами, во многом совпадающими с правами всех несовершеннолетних, но реализуются им эти права в семье опекуна, который совместно с государством в лице органов опеки и попечительства обеспечивает их реализацию. В ходе исследования были выявлены следующие проблемы: Во-первых, договорные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются только для опеки (попечительства), приемной семьи и патроната, а в отношении «неиндивидуального устройства» несовершеннолетних в организации, оказывающие социальные услуги, правовые договорные конструкции игнорируются, что, несомненно, снижает эффективность правового регулирования данных отношений. Представляется, что эти отношения ничем не отличаются от отношений по оказанию социальных услуг опекунами (попечителями) или приемными родителями и также требуют договорного правового режима. В этой связи целесообразно предусмотреть легальную возможность регулирования таких отношений по модели договоров социального содействия. Наиболее оптимальной представляется конструкция двустороннего соглашения между органом опеки (попечительства) и организацией, оказывающей социальные услуги, в пользу подопечного ребенка, нуждающегося в социальном содействии по преодолению трудной жизненной ситуации.
Во-вторых, к сожалению, нередкими являются случаи злоупотребления опекунами (попечителями) несовершеннолетних своими полномочиями: они присваивают имущество подопечного, не занимаются воспитанием несовершеннолетних, вследствие чего принимается решение об отстранении опекунов (попечителей) от исполнения своих обязанностей, поэтому одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных.
Целью исследования является рассмотрение правового статусу опекунов и попечителей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!