Правовой статус государственного и муниципального служащего:понятие и содержание. | Пример курсовой работы

Правовой статус государственного и муниципального служащего:понятие и содержание.

Цель исследования: рассмотреть понятие и содержание правого статуса государственного и муниципального служащего.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они взаимообусловлены, неразделимы. Любой индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – человека (общий статус), он принадлежит к определенной группе (группам) и, следовательно, обладает родовым (родовыми) статусом (статусами), и он же является отдельной, неповторимой личностью, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий статус един для всех, родовых статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько людей.
Родовые, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему статусу, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.
Правовой статус, как ключевое понятие юриспруденции не теряет своей дискуссионности. Существует несколько подходов к определению правового статуса личности. В его структуру включается различный набор элементов.
В структуру элементов юридического статуса государственного и муниципального служащего входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.
Нормы права представляют собой фундаментальный элемент правового статуса государственного и муниципального служащего. Именно посредством норм права и не чем иным производится юридическое оформление фактического социального статуса государственного и муниципального служащего, перевод его в правовую сферу, придание ему качества правового, путем создания идеальных (существующих лишь в виде идеи) моделей юридически значимого поведения, закрепления прав и обязанностей, определения меры возможного и должного поведения, с одновременной правовой оценкой такого поведения.
Однако вследствие своей неперсонифицированности нормы права непосредственно не связаны с конкретным субъектом (группой субъектов). Для обеспечения необходимой функциональной связи нормы (норм) права с субъектом (субъектами) необходимо реальное наличие у субъекта (субъектов) юридического факта (фактического состава), предусмотренного гипотезой соответствующей нормы (совокупности норм).
Совокупность (объем) накопленных субъектом (субъектами) юридических фактов, презумпций, фикций, преюдиции представляет собой именно тот элемент правового (юридического) статуса, который непосредственно обеспечивает связь норм права с субъектом (субъектами).
Данный элемент правового статуса государственного и муниципального служащего наиболее разработан в настоящее время в связи с длительностью административной реформы и накопленным опытом модернизаций данной сферы реализации права.
В тоже время данная сфера составляет и основной проблемный массив правового статуса государственного и муниципального служащего, так как содержит большое число противорпечащих друг другу, устаревших и потерявших свою актуальность норм.
Правоотношения включать в состав правового статуса по нашему мнению не представляется возможным, так как они представляют собой начавшие реализовываться нормы права, кроме того, включают в себя субъективные права и обязанности данного субъекта, его контрагентов и их субъективные права и обязанности.
Правосубъектность, состоящая из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности; представляет собой предположение о наличии у субъекта определенных юридических свойств (качеств), способностей – иметь права – правоспособность, лично реализовывать их – дееспособность, нести юридическую ответственность – деликтоспособность.
В отношении правоспособности это предположение неопровержимо. В отношении же дееспособности и деликтоспособности оно может быть опровергнуто. Следовательно, правосубъектность представляет собой комбинированную, сложную юридическую презумпцию, состоящую из неопровержимой и опровержимой частей.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, выделение правосубъектности в качестве самостоятельного элемента правового статуса не имеет достаточных оснований.
Включение гражданства в правовой статус представляется обоснованным для категории государственный и муниципальный служащий, так как является неотъемлимым элементом и необходимым условием получения данного статуса. Согласно российскому законодательству лица без гражданства и иностранные граждане не могут занимать рассматриваемые должности.
Таким образом, права и обязанности являются основными, фундаментальными элементами правового статуса. Права и обязанности – основной исходный элемент права, ничего более важного в структуре права нет. Именно права и обязанности определяют образцы, стандарты, модели поведения, которые государство обеспечивает, защищает, считая их обязательными или допустимыми. Объем субъективных прав и обязанностей в конечном итоге и индивидуализирует правовое положение субъектов, позволяет отграничивать их друг от друга.
Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что в состав правового статуса государственного и муниципального служащего в качестве элементов входят:
1.нормы права;
2.(объем) накопленных субъектом (субъектами) юридических фактов, презумпций, фикций;
3.объем субъективных прав;
4.объем юридических обязанностей.

Приведенные выше суждения по проблеме правового статуса государственных и муниципальных служащих позволяют сформулировать следующие выводы.
Во-первых, государственная служба (а также муниципальная служба) является важным элементом в системе государственного управления как в широком, так и узком его понимании. Если рассматривать государственную службу (муниципальную службу) как обеспечительную исполнительно-правовую категорию, а государственное управление как организационно-правовую категорию, то можно прийти к следующему. Государственное управление как деятельность по реализации исполнительной власти становится возможным только в случае обеспечения исполнения полномочий субъектов государственного управления государственной службой (муниципальной службой).
Во-вторых, субъектами государственного управления, реализующими исполнительную власть в России, являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, Президент РФ (ряд полномочий), Председатель Правительства РФ и его заместители, министр РФ и федеральный министр, генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ, руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Федерации и его заместители, член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, местная администрация муниципального района и городского округа (в части осуществления переданных отдельных государственных полномочий).
В-третьих, следует обратить внимание на правовое регулирование совершенствования государственного управления как основную цель проводимых в государстве реформ. Административная реформа, которая проходила в России в 2003-2004 гг., 2006-2010 гг., была направлена только на повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти, отчасти органов исполнительной власти субъектов РФ, повышение качества и доступности государственных услуг и не включала проблем совершенствования органов местного самоуправления, повышения качества и доступности муниципальных услуг.
Подводя итоги анализа понятия и содержания статуса государственного и муниципального служащего, можно сделать выводы о том, что:
-на сегодняшний день не решен вопрос о соотношении двух категорий «государственного управления» и «исполнительной власти», что создает определенную путаницу в понятиях;
-несмотря на довольно широкое применение, как в теории, так и в законодательстве термина «государственное управление», до сих пор отсутствует его легальная дефиниция, что создает значительные трудности в понимании этого явления в целом, а также элементов, входящих в его состав, в том числе и правового статуса государственного служащего;
-все недостатки, перечисленные выше, приводят существующие попытки определить элементы правового статуса государственного служащего в противоположность к правовому статусу муниципальной службы к бездейственности, что, в свою очередь, негативно сказывается на всем процессе построения правового государства;
-эффективность правоприменительной пратики касательно правового статуса государственного и муниципального служащего зависит не только от установления материальных положений данного явления, а в большей степени от развития ее процессуального начала.
Очевидно, что в этом направлении предстоит еще серьезнейшая и кропотливая работа, результатом которой будет общепризнанный подход к трактовке понятий рассматриваемой сферы, их сущности, а самое главное все эти явления достигнут высокого уровня действенности.
Цель исследования: рассмотреть понятие и содержание правого статуса государственного и муниципального служащего.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!