Правовое регулирование защиты прав потребителей | Пример курсовой работы

Правовое регулирование защиты прав потребителей

Цель исследования – всестороннее изучение важнейших аспектов правового регулирования защиты прав потребителей.

Гражданский кодекс Российской Федерации также ясно дает понять, что розничная купля-продажа – это особые правоотношения для потребителя, и устанавливает, что к данным отношениям, неурегулированным нормами Кодекса, применяются положения законов о защите прав потребителей. Нормы, защищающие потребителя товаров, прошли длительный период становления и не раз претерпевали значительные изменения с момента принятия Закона. Но вместе с тем все еще возникают проблемы защиты прав покупателей, что связано не только с дефектами законодательства, но и с динамикой гражданских правоотношений.
Право на получение достоверной информации является одним из основополагающих прав потребителя. Данное право охватывает всю сферу потребительских взаимоотношений, однако оно будет рассмотрено, поскольку потребители существенно чаще встречаются с нарушением этого права при приобретении товаров. Законодательно установлено, что потребитель вправе требовать предоставления информации об изготовителе (продавце) товара и о самом товаре, причем информация должна быть достоверной, а продавец (изготовитель) обязан доводить эту информацию до сведения потребителя.
Во избежание двусмысленных трактовок предоставляемого права, закон устанавливает четкие рамки того, что к данной информации относится: наименование товара, сведения об основных потребительских свойствах товаров (пищевая ценность, способ, дата и место изготовления, противопоказания, вес), цена, гарантийный срок, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров, срок службы данных товаров (срок годности) и сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению, адрес и фирменное наименование изготовителя, информация о правилах продажи товаров.
Форма же доведения информации до потребителя бывает различной: информация может доводиться до потребителя через непосредственное ее указание на каждом товаре (упаковке), может размещаться на стендах и иными способами. Сама проблема заключается в недобросовестном исполнении изготовителями (продавцами) данной обязанности. Так как законом закреплены лишь общие положения о сведениях, составляющих значимую для потребителя информацию, все остальное базируется на добросовестности тех, кто данную информацию будет доводить. Отдельными актами установлены особенности указания информации при реализации отдельных видов товаров.
Вместе с тем в большинстве своем рекомендации ограничиваются составом информации. Если же помимо состава даются указания и по расположению данной информации, то они, в большинстве своем, имеют обтекаемые формулировки. Например: «…располагают … в удобном для прочтения месте…», «…крупным шрифтом должно быть указано…» и подобные им. Отсутствие указаний на то, какой шрифт считать крупным и место для расположения удобным – служит основой для злоупотреблений изготовителем (продавцом).
Важно отметить, что Законом установлено право граждан на просвещение в области защиты прав потребителей, которое обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Но, как показывает практика, декларирования данного права недостаточно, необходимы конкретные меры по его реализации.

Таким образом, подводя общий итог исследования, следует отметить, что, так как потребитель является незащищенной стороной в отношениях, которые возникают в процессе реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, эффективное регулирование данной области отношений со стороны государства просто необходимо.
Потребитель, его интересы, права на качество и безопасность товара, на наличие сведений об изготовителе, исполнителе и продавце должны рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений развития потребительской политики.
Анализ действующего законодательства о защите прав потребителей позволяет говорить о том, что система нормативных актов, регулирующих отношения в данной сфере, представляет собой сложную иерархическую структуру, не лишенную противоречий и требующую правильного соотношения отдельных её элементов.
Правовое регулирование защиты прав потребителей основывается на ряде основополагающих международных правовых актах, ГК РФ, Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также иных нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Также проведенный анализ действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей позволяет отметить определенные положительные тенденции развития в указанной сфере, закрепление и усиление социальных гарантий граждан, в частности: повысилась ответственность отечественных продавцов (производителей, исполнителей) за качество выполненной работы, за непредоставление информации о товаре (работе, услуге). Также следует отметить, что нормативные правовые акты постоянно совершенствуются, дополняются новыми положениями и нормами.
Однако, несмотря на большое количество нововведений, в законодательстве о защите прав потребителей имеется ряд проблем, одной из которых является наличие вопросов, не урегулированных ни одним нормативным правовым актом, также следует отметить несогласованность этих актов.
Очевидна проблема недостаточной разработки, регламентации действующего законодательства о защите прав потребителей, которая встречается не только в теории, но и на практике.
Несмотря на то, что в последние десятилетия происходит стремительное увеличение числа нормативных актов, систему законодательства, посвященного защите прав потребителей, вряд ли можно признать совершенной. Нормативные акты в данной сфере все еще отстают от необходимого реагирования на современные реалии общественных отношений.
Цель исследования – всестороннее изучение важнейших аспектов правового регулирования защиты прав потребителей.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!