правовая культура и аккультурация

Цели и задачи

Цель работы - определение сущности правовой аккультурации, вариантов ее реализации и влияния на формирование правовой системы общества.

Введение и актуальность


Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который бы гарантировал личности реальную свободу поведения в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивая ее права, социальную защищенность. Тесные взаимодополнения проявляются между правовой и моральной культурой. Оценка правовых явлений, осуществляемая правосознанием, является не только правовой, но и моральной их оценкой. Поэтому, нарушения законности, игнорирование законных прав и интересов личности всегда рассматриваются как аморальные явления [19, С.21].
Правовая культура отражает такие срезы правовой системы:
1) структурно - функциональная - раскрывает статику и динамику ПК. Статика характеризует состав ПК, внутреннее строение, а динамика - возникновение, развитие ПК и ее взаимодействие с другими социальными явлениями.
2) аксеологический - раскрывает систему ценностей, созданных в ходе развития общества и накопленных человечеством в области права.
Правовая аккультурация - заимствование определенных правовых положений одной правовой системы другой.
Правовая декультурация - заимствование определенных правовых положений одной правовой системы другой без учета национального правосознания, национальных традиций.
Рецепция права - оживление и модернизация национальной правовой системы путем широкомасштабного, всестороннего заимствования правовых положений др. правовой системы.
Довольно важной особенностью в рассмотрении вопросов правовой аккультурации является классификация видов правовой аккультурации, предложенная в диссертационной работе А.Е. Абрамова по влиянию правовой аккультурации на формирование правовой системы общества на примере Римской Испании VI–I вв. до н. э., а именно:

Заключение и вывод

Изучив, проанализировав и обобщив литературу по теме работы, можно сказать, что вопросы аккультурации как процесса освоения чужой культуры и правовой системы ставят перед исследователями закономерные вопросы о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию, изучению правил и норм права чужой страны.
Теория государства и права только начинает исследовать данный феномен, поэтому до сих пор отсутствуют фундаментальные теоретические разработки. И именно фундаментальные аккультурационные исследования до сих пор актуальны. Благодаря постоянно появляющимся работам, которые затрагивают малоизученные или новые аспекты этой проблемы, теория правовой аккультурации дополняется новыми идеями и тем самым развивается и совершенствуется.
Поэтому вполне закономерно возникает вопрос: каковы перспективы ее дальнейшего развития? В истории теории правовой аккультурации был период - с середины 1960-х до конца 1970-х годов, когда интерес к данной проблематике резко упал. Это было обусловлено тем, что исследователи, придерживаясь «классических» и в определенной мере консервативных подходов к изучению и пониманию данных процессов, как бы исчерпали «запас» предметов своих исследований.
И только в начале XXI в. появляется ряд научно-теоретических изысканий, в которых предметом исследования выступает правовая (юридическая) аккультурация. Можно вспомнить работы таких исследователей, как А.Е. Абрамов, А.А. Сусоколов, М.Б. Смоленский. Проводя историко-теоретическое исследование такого явления, как юридическая экспансия, А.А. Сусоколов подчеркивает, что правовая аккультурация представляет собой универсальное понятие, характеризующее любой перенос тех или иных юридических форм в иную правовую среду, и различает такие ее формы, как юридическая экспансия (проводимая насильственными методами) и рецепция (добровольное восприятие элементов правовой системы обществом-реципиентом) [13].
Если рассматривать правовое развитие во всемирном масштабе, то этот процесс характеризуется непрерывным влиянием одной, более развитой правовой системы, на другие, менее развитые. В результате происходит заимствование, т. е. перенос элементов развитой правовой системы в правовую систему, уступающую в развитии, и как следствие этого, ее реинтеграция. Например, покоренные Халифатом, а позднее Османской империей, народы в результате исламизации постигали законы шариата. В современных условиях правовая аккультурация приобретает глобальное измерение, а именно: правовое развитие отдельно взятой страны подчиняется законам движения права в его планетарном масштабе. Именно поэтому аккультурация сегодня тесно связана с глобализацией, модернизацией, интеграцией и рецепцией права.
Под глобализацией мы понимаем постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия.
Глобализация знаменует собой новый этап человеческой истории. Она пронизывает все уголки земного шара, каждое государство, народ, нацию, семью, отдельного человека.
Глобализация, таким образом, подразумевает образование международного правового и культурно-информационного поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в т.ч. информационных, обменов. Глобализация призвана придать мировому сообществу новое качество, а осмысление этого процесса позволит человеку лучше ориентироваться в эпоху смены миропредставлений. С этой точки зрения глобализация предстает привлекательным процессом, сулящим народам взаимную выгоду и пользу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ