Православное понимание смерти и его отражение в литургической практике | Пример курсовой работы

Православное понимание смерти и его отражение в литургической практике

Целью работы является изучение особенностей православного понимания смерти и его отражения в литургической практике.

Во время поста, а так же по правилам святых Отцов и Вселенскихсоборов не полагается совершение полной литургии в будничные дни. Ещев IV в. 49-м правилом Лаодикийского собора постановлено «не совершатьполной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кромесубботы и воскресенья». В будние дни полагается служитьЛитургию Преждеосвященных Даров.
Первые сведения о литургии Преждеосвященных Даров, имеющейместо в будние дни сорокодневного поста, относятся к концу VI – началуVII вв. Есть сведения, что она была составлена в Антиохии и уже в VI в.попала в Константинополь, откуда и распространилась на другихцерковных территориях. Автор-составитель духовного труда точно неизвестен. В некоторых преданиях ее создателем выступает святой Иаков,брат Господень. По другим сведениям это мог быть Василий Великий,Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. В современном славянскомслужебнике автором признается Григорий Двоеслов (VII в.), епископРимский. Однако данное упоминание закрепляется в служебникахгреческого происхождения не ранее XVI в. [6].
Литургия Преждеосвященных Даров в своей первой части весьмасходна с этапами вечерней службы (до Великого входа и паремий). Втораячасть имеет аналогии в литургии верных Иоанна Златоуста и ВасилияВеликого. Вцелом, главной отличительной ее особенностью являлетсяотсутствие первой части полной Литургии – проскомидии. Передлитургией служатся не только 3-й и 6-й, но и 9-й час с последованиемизобразительных. На 4-й неделе Великого Поста, в среду, после ектеньи«об оглашенных», читается ектенья о «готовящихся к СвятомуПросвещению», то есть ко Крещению, которое у ранних христиан имеломесто в Великую Субботу. По традиции, распространённой в русскихЦерквях, на литургии Преждеосвященных Даров не причащаютмладенцев.
В соответствие с давней традицией, православные верующиепродолжают с особым внутренним вниманием относиться к периодуВеликого поста. В это время по-прежнему не совершаетсясвященнодействие, характерное для полной Литургии (за исключениемсубботы и воскресенья, когда правилами предписана ЛитургияПреждеосвященных Даров).
Как и ранее, в настоящее время считается, чтопост необходим для углубленной внутренней работы человека над собой,исправления грехов, воздержания. Потому, в указанный период смирениястрастей недопустимо проведение торжественных мероприятий.Восприятие истинной радости на литургии возможно только послеочищения души, что и происходит в течение сорока дней.
Таким образом, следует вывод о том, что молитвы,последовательность богослужений и прочие аспекты каждой из трехлитургий формировались на протяжении столетий на фоне сложныхбогословских исследований и споров, анализа богослужебных традиций.Особенностью всех выше перечисленных литургий является то, что на нихпроисходит причащение верующих Святыми Дарами. В числе главныхотличий – это различие евхаристических молитв и а также, то, что налитургии Преждеосвященных даров верующие причащаются Плоти иКрови Христовой, освященных до этого на литургиях Иоанна Златоустаили Василия Великого. Различия в литургических правилах объясняютсятем, что в богослужениях необходимо учитывать и значимость каждого изцерковных праздников, и периодизацию церковного календаря, иособенности личности святых и многое другое.

Литургия (буквально значит общее дело, общественнаяслужба) – главное церковное богослужение, во время которого в обрядовойформе вспоминается тайная вечеря Иисуса Христа и совершается таинствоСвятого Причащения.
В более широком смысле данным понятием обозначается всякая служба, установленная святой Церковью во славу Триипостасного Бога.
Поскольку христианские церкви бывают различны по различию их вероисповеданий, то Литургика должна быть и является наукой о Богослужении Православной церкви. Следовательно, говоря о Богослужении, необходимо говорить исключительно о Богослужении Православной церкви.
Главной задачей православной Литургики является, прежде всего, изъяснение Богослужения Православной церкви, то есть изъяснение его состава и содержания всех видов православного Богослужения. Эта задача выполняется только тогда, когда наука – Литургика, объясняя состав и содержание всех видов Богослужения, так или иначе указывает на восхождение в блаженное общение с Богом.
Молитвы, последовательность богослужений и прочие аспекты каждой из трех литургий формировались на протяжении столетий на фоне сложныхбогословских исследований и споров, анализа богослужебных традиций.Особенностью всех выше перечисленных литургий является то, что на нихпроисходит причащение верующих Святыми Дарами. В числе главныхотличий – это различие евхаристических молитв и а также, то, что налитургии Преждеосвященных даров верующие причащаются Плоти иКрови Христовой, освященных до этого на литургиях Иоанна Златоустаили Василия Великого. Различия в литургических правилах объясняютсятем, что в богослужениях необходимо учитывать и значимость каждого изцерковных праздников, и периодизацию церковного календаря, иособенности личности святых и многое другое.
Литургику, или науку о православном Богослужении, можно разделить на две части: общую и частную. В первой части – общей – излагаются понятия о Богослужении вообще, то есть о начале Богослужения, о его сущности, составных частях христианского Богослужения: об общем понятии таинств, о молитве, песнопении, о чтении Священного Писания, о поучениях, о различных символических действиях, употребляемых в Богослужении, о совершающих его лицах, о существенных и общих для всех служб церковных принадлежностях Богослужения: священных местах, церковной архитектуре, святых иконах, иконографии, священной одежде, сосудах и пр.
Вторая часть – частная Литургика – посвящена постоянным службам, то есть: а) ежедневным; б) еженедельным; в) ежегодным; г) особенным службам, совершаемым церковью по особенным случаям и потребностям христиан, а именно: о таинствах и молитвословиях: о водоосвящении, об освящении церквей и короновании, о пострижении в монашество, о погребении усопших и поминовении их.
В соответствии с изложенным в законе Божием протоиреем Серафимом Слободским, существуют правила погребения православного христианина.
Церковь Божия с первых веков заботится о душах живых и усопших христиан. Так Ею были составлены молитвы о упокоении умерших мирян, монахов, младенцев, священнослужителей. Молитвы – это крепкая связь и выражение мысли, что умершие, верующие во Христа люди, продолжают свое загробное существование. Нам неведомо, где окажется душа усопшего человека. Поэтому живые о них молятся, просят Господа о помиловании и прощении грехов. Это есть выражение любви к умершим сродникам и братьям по вере. Осуществляется молитва о упокоении душ, а святые, сподобившиеся Небесного Царства, возносят свои молитвы перед Престолом Божиим о грешных людях. В молитвах преодолевается грань между Церковью воинствующей и Церковью Торжествующей.
Таким образом, Православная Церковь, имея истинную веру в бессмертие души человека, будущее всеобщее воскресение мертвых, Страшный Суд Христа и воздаяние каждому по делам, своим умерших не оставляет без молитвы.
Особенно важным это является в первые дни после смерти, а также в дни общего поминования усопших. Молитва Церкви совершается после смерти в третий, девятый и сороковой дни.
Таким образом, рассмотрение литургической практики Православной церкви в отношении вопросов, связанных со смертью и погребением умерших, является вкладом в проблему Православного понимания смерти. Сформулированные в работе выводы развивают и дополняют ряд разделов истории религиозных учений, литургической практики, религиоведения и пр.
Целью работы является изучение особенностей православного понимания смерти и его отражения в литургической практике.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!