Поведение фирмы в условиях монополии. Антимонопольное регулирование.

Цели и задачи

Целью данной работы является подробное рассмотрение понятия монополии, особенностей поведения фирмы в условиях монополии, а также принципы антимонопольного регулирования на примере нашей страны.

Введение и актуальность


Такие предприятия –монополисты обладают некой властью , которая заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек, причем чем ниже эластичность спроса на производимый товар, тем большей монопольной властью фирма обладает. В то же время монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке, а чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, здесь имеет значение не просто общее количество фирм на рынке, а число фирм, имеющих значительную долю на рынке, которых еще называют «основными игроками». К примеру, если на две крупные компании приходится 90% объема реализации продукции на рынке, а на оставшиеся двадцать мелких компаний - 10%, это означает, что эти две крупные фирмы имеют большую монопольную власть. Такое положение, где небольшое количество фирм захватывает большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
Таким образом, в современном мире можно говорить о трех типах монополий:
монополия отдельной компании;
 монополия как соглашение нескольких компаний;
монополия, которая образуется из-за дифференциации продукта.
Добиться монопольного положения на рынке первым путем очень сложно для компании, об этом говорит также и то, что такие образования являются исключительными.
Второй способ более распространенный и доступный, он дает возможность производителям определенного товара объединиться и создать ситуацию, когда данное объединение не оставляет шансов другим компаниям и сводит конкуренцию на нет.
В экономике выделяют пять основных форм монополистических объединений:
Картель — объединение нескольких компаний одной сферы производства, где участники сохраняют собственность на средства производства и на изготовляемый продукт, сохраняют также и экономическую самостоятельность, но договариваются о доле каждого на рынке, объеме производства, ценах, то есть делят рынок сбыта.
Синдикат — объединение нескольких компаний одной отрасли, где участники сохраняют права на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, то есть сбыт произведенного товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Трест — объединение нескольких компаний из одной или даже нескольких отраслей промышленности, где участники теряют и права на средства производства и права на сам произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, объединяя все элементы: производство, сбыт, управление, финансы. В свою очередь в зависимости от суммы вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают определенное количество акции треста, которые дают им право соответственно этому количеству принимать участие в управлении и получать часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — самое большое из представленных объединений, куда входят, как правило, десятки и даже сотни предприятий из разных отраслей промышленности, где участники также теряют права на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Как показывает многолетний опыт, крупные компании, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и позиции на рынке, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности, так как преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности до определенных пор.

Заключение и вывод

Целью данной курсовой работы являлось изучение поведения фирмы в условиях монополии и антимонопольного регулирования. На основании работы можно говорить о том, что проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства, и для России в частности.
Хоть монополии имеют и некоторые плюсы, все же важными отрицательными сторонами монополизации экономики являются такие как избыточная власть компаний-монополистов над рынком, возможность устанавливать желаемую для них цену на определенные товары и услуги, отсутствие выбора для потребителя и замедление развития некоторых отраслей рынка и экономики в целом.
В любой монопольной структуре производители получают сверхприбыли, а потребители в свою очередь, вынуждены слишком дорого платить за их товары и услуги. Как следствие, резко снижается эффективность всей экономической системы.
Что же касается поведения фирмы в условиях монополии, то абсолютная власть здесь все же невозможна, так как компания даже при полном отсутствии конкуренции все же зависит от рынка, в частности от спроса потребителя на свой товар.
И, хотя монополист и имеет возможность влияния на цену и количество производимого товара, все же это влияние находится в рамках некоторых рыночных величин. Кратковременная монополия не имеет большого влияния на экономику страны, монополист может какое-то время при нисходящей кривой спроса на свой продукт вызывать изменение цены на него путем манипуляции количеством его предложения.
А вот появление и длительное функционирование компаний-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Это уже и должно регулировать государство.
Таким образом, следует отметить, что чистая длительная монополия, как и совершенная конкуренция, является некой абстракцией.
И все же для рыночной экономики и интересов потребителя конкуренция является более предпочтительной формой рынка, да и является основным условием существования рынка в принципе, именно поэтому все страны мира, и Россия не является здесь исключением, разрабатывают антимонопольную политику, чтобы на государственном уровне регулировать данную проблематику.
Одним из способов такого регулирования является разделение монополистов на несколько компании и с помощью разделения их деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ