Поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Цели и задачи

Цель работы-раскрыть поведение фирм в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

Введение и актуальность


Совершенная конкуренция (Perfect competition) представлеят собой конкуренцию на рынке, где воздействует большое число продавцов предлагая однородную продукцию, которые не имеют возможности воздействовать на цены своей продукции, и войти на который может всякая фирма. Иными словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей состоит в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаками совершенной конкуренции являются: [12;57]
значимое число продавцов и покупателей;
совершенная однородность продукции;
совершенная мобильность всех ресурсов;
отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка;
полный доступ к информации на рынке (о ценах, спросе, предложении, конкурентах).
В условиях совершенной конкуренции тогда наступает равновесие фирмы, когда максимальные издержки равны цене производимой продукции (MC = P), при этом с предельным доходом и средними издержками цена совпадает (P = MR = AC), т.е. следующее условие должно соблюдаться:
MC = MR = P = AC
Истекая из вышеперечисленных признаков, можно с уверенностью сказать, что не имеется практического воплощения рынка совершенной конкуренции, поэтому в действительной жизни в условиях несовершенной конкуренции функционируют многие рынки.
Совершенная конкуренция есть экономическая ситуация, в которой:
никакая отдельная единица, которая выступает в качестве покупателя или продавца, не может влиять на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара;
никакое искусственное ограничение не мешает факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к иному.
Совершенная конкуренция сформирована на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями реализовывается только через рынок, т.е. они независимо друг от друга действуют. Наивысший уровень конкурентоспособности в том случае достигается, если при реализации своей продукции отдельная фирма почти не проявляет воздействия на условия реализации на рынке. В системе свободного рынка инфляция, безработица и иные явления экономического неравновесия исключены. [14]
Идеальная модель совершенной конкуренции следующие характеристики имеет:
Множество небольших и независимых покупателей и продавцов, которые не способны воздействовать на рыночную цену
Свободный вход и выход фирм, то есть отсутствие барьеров
На рынке однородный товар продается, которое не имеет качественных различий
Информация о товаре всем участникам рынка доступна открыта и одинаково.
При соблюдении этих условий рынок способен эффективно разделять ресурсы и блага. Критерием эффективности конкурентного рынка выступает равенство цен и предельных издержек. 
Конкуренция совершенного типа есть борьба на рынке, на котором присутствует большое число продавцов и потребителей. Всякий из них занимает маленькую рыночную часть и не может определять собственные условия покупки и продажи продукции, услуг.
Не всегда возможна на рынке совершенная конкуренция. Временами у некоторых производителей есть возможность контролировать ценовой уровень. Такая конкуренция называется несовершенной. Ее разновидностями являются монополистическая конкуренция, монополия, а также олигополия.
По масштабам развития выделяют 6 видов конкуренции:
индивидуальную;
местную;
отраслевую;
межотраслевую;
национальную;
глобальную.
По характеру развития конкуренция быавает ценовой и неценовой. Ценовая разновидность борьбу представляет собой, которое проводится за счет снижения цен. При неценовой конкуренции производители улучшают свою продукцию, изменяют оформление, стараются привлечь внимание потребителей упаковкой и т. д. [5]
Подводя результаты вышесказанному, хотелось бы заметить, что самыми основными являются перечисленные виды конкуренции. В экономической литературе можно найти разные классификации по иным критериям.
Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) есть конкуренция в условиях, когда некоторые производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которое ими производится.
В различие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и почти не имеется в действительной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается почти повсеместно. Большинство реальных рынков в нынешней экономике — это рынки несовершенной конкуренции. [7;69]
Признаками несовершенной конкуренции являются:
наличие входных барьеров в отрасль;
дифференцированность продукции;
главная часть продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
возможность контролировать целиком или отчасти цену на свою продукцию.
В условиях несовершенной конкуренции тогда наступит равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR), когда  своего наименьшего уровня не достигнут средние издержки , а выше средних издержек будет цена:
(MC = MR) < AC < P
Примеров рынков несовершенной конкуренции привеликое множество можно привести. К ним рынок газированных напитков можно отнести во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроиники (Samsung, Siemens, Sony) и др.
Имеются такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Заключение и вывод

Таким образом, из анализа работы можно делать следующие выводы:
Конкуренции бывают совершенной и несовершенной.
Совершенная конкуренция (олиполия) представлят собой состояние рынка при котором симеется множество производителей и потребителей которые не воздействуют на рыночную цену. Это обозначает, что по мере роста продаж спрос на продукцию не сокращается.
Совершенная конкуренция:
1) Позволяет достигнуть соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объема.
1) Обеспечивает эффективное разделение ограниченных ресурсов благодаря информации положенной в цене;
2) Ориентирует производителя на потребителя, то есть на достижение основной цели, удовлетворения разых экономических потребностей человека.
Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет ущерба.
 Совершенной конкуренция также :
1) имеет место равенство возможностей, но неравенство итога одновременно сохраняется.
2) блага которые нельзя распредепить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится.
3) не учитываются различные вкусы потребителей.
Совершенная рыночная конкуренция представляет собой простейшую рыночную ситуацию, которая позволяет понять как поистине действует рыночный механизм, но в реалии редко встречается.
 Несовершенная конкуренция представляет собой конкуренцию при которой производители (потребители) – воздействуют на цену и ее видоизменяют. При этом на данный рынок объем продукции и доступ производителей ограничен.
Несовершенная конкуренция воздействет при следующих условиях:
1) На рынке действует ограниченное количество производителей
2)Имеются экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос налоги, лицензии) проникновения в данное производство.
3) Рыночная информация искажена и не объективна.
 Все эти факторы содействуют нарушению рыночного равновесия, т к ограниченное количество производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для приобретения монопольной прибыли.
Отличают 3 типа:
1) монополия,
2) олигополия,
3) монополистическая конкуренция.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ