потенциал искусства и арт-терапии в преодолении агрессивности у подростков | Пример курсовой работы

потенциал искусства и арт-терапии в преодолении агрессивности у подростков

Цель исследования: выявить потенциал искусства и арт-терапии в преодолении агрессивности у подростков.

Качество исполнения в арт-терапии не имеет значения. Суть исцеления – в способе участия в творческом процессе. Пренебрегая мастерством, не ставя себе утилитарных целей, не споря об эстетических критериях, клиенты – взрослые и дети в момент творчества снимают социальные зажимы и, погружаясь на ранние стадии своего онтогенеза, разрушают доминирующие в их сознании неадаптивные рациональные модели «образа мира», мешающие им воспринимать истинную действительность, жить в согласии с миром и самими собой.
Искусство позволяет разбудить бессознательное, почувствовать архетипические «вечные» общечеловеческие ценности и восстановить в их обретении, в «расширении» своего сознания и получении нового опыта переживаний нарушенный жизненный баланс, гармонизируя и реинтегрируя свою личность.
Таким образом, арт-терапия актуализирует гигантский «молчащий» ресурс психики – подсознание. С помощью языка символических образов и метафор становятся возможными самопознание и саморазвитие. Осознанные темы искусства, архетипические смыслы бытия избавляют от одиночества и дают чувство безопасности и покоя.
Показания к арт-терапии значительно шире других техник психотерапии, что во многом определено не только многообразием возможностей применения искусства, но и отсутствием серьезных ограничений и противопоказаний. Арт-терапия с успехом может быть применена как при тяжелых эндогенных психических расстройствах, «пограничных» состояниях, так и при такой патологии психики как неврозы, расстройства личности, различные психосоматические нарушения, внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, острые и хронические психические травмы, потери, постстрессовые расстройства.
Арт-терапия эффективна также при оказании помощи жертвам кризисов и катастроф (военных, стихийных, техногенных), в случаях алкогольной и наркотической зависимости, при нарушениях поведения и успеваемости у детей и подростков.
Арт-техники – инструментарий, позволяющий пробудить бессознательное, высвободить его из плена психологических защит. Инструментарий этот является наименее травматичным, и поэтому принимается легче, с большим доверием, чем пришедшее из внешнего, пусть даже авторитетного источника.
Видов арт-терапии много: изотерапия, музыкальная, танцевальная терапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия и т.д. Учитывая возрастные особенности нуждающихся в помощи и коррекции детей и подростков, исследователю зачастую бывает сложно разобраться в причинах его психологических конфликтов. С помощью методов арт-терапии можно получить доступ к бессознательному подростка, к самой сути той или иной проблемы. С помощью карандашей, красок, игрушек, музыки, танцев, песка исследователь имеет возможность, не нарушая психологических границ ребенка, помочь ему вывести проблему на уровень осознания и справиться с конфликтами.
Арт-терапевтическая работа с агрессивными детьми и подростками зачастую не ограничиваются традиционным набором изобразительных средств и способов их применения, поскольку у ребенка часто отмечается устойчиво негативное отношение к привычным способам изобразительной деятельности, предлагаемым взрослым. Выбирая приемы и техники арт-деятельности, психологи руководствуются тем, что ребенок не должен испытывать значительного затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники, а всей работе должны сопутствовать интерес и позитивный настрой.
Использование непривычных техник рисования позволяет актуализироваться неосознаваемой информации, а картинки в виде неструктурированных изображений, абстрактных форм и цветовых пятен, исполненные мелка-ми, гуашью, подкрашенной водой, листьями или акварелью, способны разбудить детскую фантазию и воображение. Рисование ладонями и пальцами «приближает» ребенка-художника к его произведению, устанавливая между ними тесную эмоциональную связь, имеющую большой терапевтический потенциал.
Эффективными при коррекции агрессивности у детей и подростков оказываются такие арт-терапевтические техники как изготовление оттисков (в зеркальном отражении) с гуашевых рисунков и симметричных клякс, напоминающих методику «Пятна Роршаха». Эти техники создания изображений особенно показаны детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, высоким уровнем внутреннего напряжения и сниженной самооценкой.
Опыт показывает, что арт-терапия является одним из самых интересных и перспективных методов психологической работы, использующих возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Данное исследование было организовано с целью изучения потенциала искусства и арт-терапии в преодолении агрессивности у подростков.
В ходе теоретического анализа научной литературы было отмечено, что природа, функции и виды агрессивности еще не достаточно выяснены в психологии. Выделяют различные виды и уровни агрессивного поведения. Одни из них продуктивны и желательны, другие чрезвычайно вредны. Агрессивность взаимосвязана с мотивационной сферой личности – со стремлением к соревнованию, доминированию и лидерству. Девиантное поведение рассматривается как отклонение от групповых норм. Существуют различные виды и причины девиации. Трудности в поведении объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. Среди основных причин отклонений поведения детей и подростков, наиболее частая – социальная дезадаптация, которая приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации.
У девиантных подростков отмечается сниженный эмоциональный фон, эмоциональная незрелость, низкий уровень эмпатических способностей, сниженная самооценка и самоуважение. Совершая девиантные поступки подросток стремится компенсировать низкую самооценку и поднять уровень самоуважения и значимости в группе. Подростки с девиантным поведением, как правило, очень эгоистичны, обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, оскорбить, обидеть, проявить жестокость.
Результаты современных исследований доказывают, что лечение и коррекция искусством или арт-терапия имеет огромный потенциал, который может быть успешно использован в психологической коррекции и реабилитации. Арт-терапия является методом, позволяющим сочетать возможности искусства с лечебными факторами, что, в свою очередь, улучшает социальное функционирование человека, развивает самосознание, творческие способности и навыки, оказывает позитивное эмоциональное воздействие, позволяя отреагировать чувства и переживания. При работе с агрессивными подростками арт-терапевтические методики эффективно используются. Использование арт-терапевтические технологий позволяет помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь эмоциональному и интеллектуальному развитию.
В ходе эмпирического исследования было выделено две группы подростков с высоким уровнем агрессивности. Была разработана программа преодоления агрессии у подростков посредством арт-терапии. В задачи программы входило: снижение эмоционального напряжения, обучение адекватному выражению своего гнева, обучение техникам и способам управления гневом, осознание собственных потребностей, снижение уровня личной тревоги, развитие позитивной самооценки, развитие умения взаимодействовать с окружающими людьми, снятие эмоциональных зажимов, развитие навыков, способствующих формированию положительных эмоций, развитие рефлексии. Программа апробировалась в экспериментальной группе.
Результаты повторной диагностики показали, что в экспериментальной группе подростков уровень агрессивности значительно ниже, чем в контрольной группе. В экспериментальной группе у подростков после коррекционных занятий значительно снизился уровень агрессивности (диагностируемый по всем методикам). Значительно снизился уровень физической и вербальной агрессии, уровень обиды и подозрительности, индекс враждебности, и повысился уровень чувства вины. В контрольной группе подростков значимых изменений в уровне агрессивности не выявлено.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: использование средств искусства и арт-терапии является эффективным методом в преодолении высокого уровня агрессивности у подростков.
Цель исследования: выявить потенциал искусства и арт-терапии в преодолении агрессивности у подростков.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!