Понятие, содержание и отдельные вопросы правового регулирования юридической помощи | Пример курсовой работы

Понятие, содержание и отдельные вопросы правового регулирования юридической помощи

Целью работы является разработка комплекса теоретических положений и их применение в действующем законодательстве для повышения эффективности реализации норм, регулирующих вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации.

Если рассматривать данный термин в аспекте духовной культуры, то помощь – это действия, направленные на содействие, участие, поддержку нуждающихся. Помощь постоянно присутствует в повседневной жизни (школа, работа, семья, кружки и т. д.), поэтому в социуме это привычное явление. Так и юридическая помощь является неотъемлемым элементом в правовом регулировании общества.
Таким образом, рассматривая юридическую помощь как единое понятие, можно говорить о ней как о системе профессиональных услуг, выражающих активное действие по отношению к нуждающимся в помощи. определение юридической помощи в нормативно-правовых актах России не предусмотрено, а в разных источниках предоставляется различная терминология.
В конституционном праве юридическая помощь – содействие реализации прав и свобод человека и гражданина, законности в деятельности организаций. В теории государства и права под юридической помощью понимается система мероприятий, направленных на обеспечение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, реализуемых специально созданными для этого органами (адвокатурой, нотариатом, юридическими фирмами и др.).
Также юридическая помощь (legal aid) представляется как профессиональный юридический совет и содействие, включая представительство в суде и трибунале, предоставляемые либо бесплатно, либо за незначительную сумму людям с низким доходом.
Кратко о соотношении понятий юридическая помощь и юридическая услуга можно сказать, что с практической стороны их принято различать. Так, юридическая услуга является платной деятельностью, а юридическая помощь – бесплатная. В теории они равноценны, и такой позиции мы будем придерживаться далее.
В истории России термин «юридическая помощь» стал активно использоваться лишь в последние годы, когда страну провозгласили федеральным, демократическим и правовым государством. Первое упоминание о данном понятии было еще в бывшем СССР, в резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС. Затем упоминалась в ст. 161 Конституции СССР и ст. 137 Конституции РСФСР.
Итак, единого понятия юридической помощи ни в науке, ни в нормативных актах, ни в учебной литературе не существует, однако в этом есть необходимость, с учетом активного использования в практической деятельности. Поэтому предлагаем авторский вариант определения рассматриваемого понятия: юридическая помощь – это процесс оказания услуг гражданам, осуществляемый профессиональным лицом в рамках государственных, либо негосударственных организаций для реализации прав и законных интересов лица. Этот же принцип закреплен и Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в РФ» № 324-ФЗ (ст. 2), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются ст. 50, 51 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Указанный закон № 324-ФЗ содержит основные права на получение юридической помощи, основные принципы, виды, субъекты бесплатной юридической помощи. Также он заключает в себе государственные и негосударственные виды услуг. В результате анализа различных источников можно выделить несколько форм оказания юридической помощи, при этом наиболее часто встречается такая классификация этих форм: 1) государственная (государственный нотариат); 2) негосударственная (коллегия адвокатов); 3) частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой). Полагаем, что формы юридической помощи можно разделить только на государственную и негосударственную, в свою очередь последняя подразделяется на коммерческую и некоммерческую. К видам субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, можно отнести: суд; прокуратуру; нотариат; специализированные общественные и государственные организации (общественные объединения потребителей; федеральные и территориальные антимонопольные органы и др.); юридические службы в учреждениях, на организациях, предприятиях; частные детективные службы; частные организации (ООО, АО и т. д.), а также индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующихся на оказании юридических услуг и др.

Подводя итог исследованию приходим к следующим выводам:
1. К числу проблем организации и деятельности системы бесплатной юридической помощи можно отнести:
а) сложность процесса сбора документов, подтверждающих право на бесплатную юридическую помощь;
б) достижение социальной справедливости и социальной ориентированности при оказании бесплатной юридической помощи;
в) обеспечение доступности бесплатной юридической помощи для граждан путем формирования смешанной системы ее оказания;
г) организация надлежащего контроля за качеством оказания бесплатной юридической помощи и обоснованностью оплаты труда адвокатов за счет средств бюджета субъектов РФ.
Для этого требуется изначально наладить системный внутрикорпоративный контроль со стороны органов самоуправления региональной адвокатской палаты, а затем государственный контроль со стороны главного распорядителя бюджетных средств в этой сфере – уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Федерации.
2. Для эффективной реализации права на бесплатную юридическую помощь необходимо наличие действенных гарантий государственной защиты, обеспечивающих законность и обоснованность субсидирования этого вида социальной помощи.
3. Состояние реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, а также, как следствие, права на справедливое судебное разбирательство является одним из основных показателей развитости и результативности действия такого института гражданского общества, как адвокатура и нотариат.
4. Нотариат в Российской Федерации – один из уникальных институтов, который, фактически не являясь участником системы бесплатной юридической помощи, оказывает гражданам такую помощь в очень больших объемах, едва ли не в бóльших, чем любой из участников, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Однако для нотариусов и нотариальных палат оказание бесплатной юридической помощи гражданам, скорее, представляет собой общественную работу или благотворительность, поскольку, в отличие от участников системы бесплатной юридической помощи, их деятельность не обеспечивается за счет государственного бюджета.
5. Юридическое образование не должно сводиться к определенному набору знаний в области законодательства, но должно позволять приобретать навыки юридического анализа междисциплинарной проблемы. А это в свою очередь требует введения новых форм обучения, охватывающих несколько дисциплин и прививающих практические навыки практической деятельности (клинические юридические курсы). Таким образом, мы нуждаемся в интегрировании имеющихся знаний для получения новых навыков, т.е. таких дисциплинах, которые будут прививать навыки без отношения к содержанию, основываясь на полном анализе юридического факта (принцип case study).
Целью работы является разработка комплекса теоретических положений и их применение в действующем законодательстве для повышения эффективности реализации норм, регулирующих вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!