Понятие налога и сбора. Налог на прибыль организаций. | Пример курсовой работы

Понятие налога и сбора. Налог на прибыль организаций.

Целью исследования является изучение налогов и сборов в Российской Федерации.

Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его названия. Н.И. Химичева определяет налоги как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты».
При этом отдельно автор выделяет группу платежей, к которым относит государственную и таможенную пошлины, отличие которых от налогов в том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплаты возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой.
«Сборы представляют собой обязательные безэквивалентные платежи, взимаемые на основании закона в форме отчуждения принадлежащих плательщику на праве собственности денежных средств, уплачиваемые при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными государством органами и должностными лицами возложенных на них функций»[10].
По мнению Д.В. Винницкого, особенность сбора состоит в установлении «его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, ус- луг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора».
Традиционно основным и по существу единственным отличием сбора от налога называют индивидуальную возмездность первого, выражающуюся в обязанности совершения юридически значимых действий по факту его уплаты.
В.Н. Моисеев считает, что «понятие «сбор» является родовым по отношению к понятию “пошлина”», указывая при этом, что «проведение четкого разграничения между пошлинами и прочими сборами не представляется возможным, в связи с чем налоговое законодательство обоснованно не выделяет пошлины в отдельную категорию сборов».
Например, таможенная пошлина является сбором в силу того, что отвечает всем условиям, характерным для платежей данного вида.
И даже более выраженная регулятивная функция таможенной пошлины не дает полноценных оснований для выделения ее в отдельную категорию. Более того, по его мнению, к сборам следует относить все обязательные платежи, внесение которых является условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий государственно-властного характера или предоставление специального права, и распространять на них правовое регулирование, предусмотренное НК РФ для сборов[18].
Остановимся более подробнее на отличительных чертах налога и сбора:
-свобода выбора означает, что при уплате сбора, большое значение имеет усмотрение плательщика (свободное)- осознанное стремление вступить в публично- правовые отношения с государством;
-цель уплаты налога- это финансовое обеспечение деятельности государства, тогда как уплата сбора рассчитана на компенсацию дополнительных издержек последнего на оказание плательщику индивидуально-определенных услуг публично-правового характера;
-характер уплаты. Уплата налога носит систематический характер- периодичность. Сборы носят разовый характер и уплачиваются в зависимости от ситуации;
-Соразмерность уплаты- размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Такой размер определяется масштабом оказываемых услуг, а не индивидуальными характеристиками.
-индивидуальная безвозмездность – налоги по своей природе безвозмездны, тогда как сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик так или иначе заинтересован (например: выдача лицензий)
Необходимо подчеркнуть, что развитие налоговой системы представляется бесконечным процессом, поскольку она должна отвечать постоянно изменяющимся политическим и социально – экономическим реалиям.
В этой связи важное значение исследования данной темы предопределило повышенный интерес к исследованию системы налогообложения с различных сторон юридического, философского политического и экономического познания.
Так, в научной литературе, вопросу совершенствования системы государственного управления, проблемам развития налоговой системы как составной части комплексного экономического развития страны, юридическим механизмам обеспечения эффективности налогообложения уделяли большое внимание такие отечественные авторы как: А.В. Лубский, А.В Ложниковова, Шевченко И.К., Самонова К.В, Ю.В Развадовская. С юридической и политологической точки зрения актуальными являются современные работы таких авторов как А.Ю. Голобородько , Я.В. Коженко. П.В. Пашковского [22] и д.р. Обобщая различные научно – исследовательские позиции можно прийти к выводу о том, что правовая природа налогов и сборов раскрывается посредством ее функциональной принадлежности.
Таким образом, в науке выделяют четыре функции налогообложения: фискальная, регулирующая, распределительная и контрольная. Необходимо подчеркнуть, что основной функцией является фискальная.
Это взимание налогов в государственный бюджет.
Соответственно, фискальная функция обеспечивает финансовыми ресурсами государство и органы местного самоуправления.
Регулирующая функция направлена на государственное регулирование экономики. Распределительная функция обеспечивает социальную стабильность общества и заключается в перераспределении доходов между различными группами населения (от состоятельных к неимущим).
Контрольная функция позволяет контролировать деятельность фирм, учитывать налоги граждан и оценивать результаты.
Рассмотрев такую составляющую налоговой системы как налоги и сборы, можно сделать вывод, что они являются главной статьей бюджетных доходов.
Налог – это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.
Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог.
Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог, а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.
Устойчивую налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный производственный и научный потенциал. В связи с этим налоги сложились в очень разнообразную довольно разветвленную совокупность.
Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания. В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные, по территориальному признаку налоги бывают федеральные, региональные и местные.
Вопрос налогообложения прибыли является очень актуальным для любого предприятия, так как налоги это изъятие государством определенной части дохода предприятия, и поэтому платить как можно меньше налогов – одна из целей любого предпринимателя и любой компании.
Целью исследования является изучение налогов и сборов в Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!