Понятие и возмещение репутационного вреда юридических лиц

Цели и задачи

Цель исследования состоит в изучении и анализе вопросов, касающихся возмещения репутационного вреда юридических лиц.

Введение и актуальность


Тайна частной жизни также является нематериальным благом. Сама по себе тайна предоставляет свободу определять свое поведение как конфиденциальное от других лиц и само состояние конфиденциальности. Непосредственно информацию о тайне частной жизни составляют сведения, которые могут быть зафиксированы в каком-либо документе (договоре, справке, свидетельстве о рождении и пр.). С учетом этого представляется некорректным высказывание о том, что «качеством оборотоспособности обладают» с некоторой натяжкой личная и семейные тайны. Нематериальными благами являются честь и достоинство человека (ст. 152 ГК РФ), которые пересекаются с личным неимущественным правом на уважение. Интересен тот факт, что в Великобритании право на неприкосновенность частной жизни длительное время и вовсе не существовало, не говоря о его защите. В настоящее время защита названного права в Великобритании осуществляется только в том случае, если нарушение было осуществлено органами государственной власти. В случае необходимости защиты данного права от средств массовой информации можно прибегнуть только к праву справедливости и только в том случае, если средства массовой информации должны были понимать, что публикуемые сведения носят личный характер и явно способны нарушить тайну личной жизни.
Итак, в цивилистике существуют различные классификации неимущественных прав. Наиболее объективным и адекватным признаком, пригодным для классификации личных неимущественных прав являются духовные блага, которые неотделимо принадлежат личности. Руководствуясь обозначенным критерием, неимущественные права можно разделить следующим образом: права, индивидуализирующие людей в обществе (честь и достоинство, внешний облик, имя); права на личную неприкосновенность (выбор места жительства, охрану жизни и здоровья); права на тайну личной жизни (неприкосновенность жилища, тайна переписки и интимной жизни, врачебная и адвокатская тайна); права, способствующие развитию личности и выражению ее индивидуальности (использование достижений культуры, искусства, науки).
Таким образом, нематериальные блага направлены на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц. По общему правилу, нематериальные блага характеризуются невещественным характером, однако, регулярно происходящие изменения в гражданском обороте наделяют отдельные блага некоторой ценностью. Ввиду сложившейся ситуации нематериальные блага и личные неимущественные права нуждаются в соответствующей защите и охране.

Заключение и вывод


Итак, п. 1 ст. 150 ГК РФ классифицирует нематериальные блага и неимущественные права в зависимости от оснований возникновения. Так, гражданину с момента рождения принадлежат здоровье, имя, неприкосновенность частной жизни. Неимущественные права авторов могут возникнуть только в том случае, когда результаты интеллектуальной деятельности получат объективное выражение. Пункт 2 ст. 2 ГК РФ и ст. 150 ГК РФ уточняют, что гражданское законодательство не защищает блага, которые не нуждаются в этом в силу их особого существа. Например, среди таких благ – национальная принадлежность, вероисповедание, родной язык.
Нематериальные блага – это разновидность объектов гражданских прав, которые, как указывалось выше, характеризуются их неэкономическим и невещественным характером. Нематериальные блага присущи конкретному юридическому или физическому лицу и могут носить переменный характер. Личные неимущественные права - субъективные личные права лица (физического или юридического), объектом которых выступает нематериальное благо. Личные неимущественные права отличны от иных прав их нематериальным характером, направленностью на развитие индивидуума, спецификой оснований возникновения и прекращения. Предметом регулирования и охраны личного неимущественного права выступает особый объект - нематериальное благо.
Личные неимущественные права предопределяют возможность определенного поведения. К сожалению, вопрос о природе действий, согласно которым субъект реализует свои правомочия остается в цивилистике открытым. От выбора способа осуществления своих прав зависят права других лиц. Именно поэтому в ГК РФ можно встретить упоминания о том, что реализация прав не должна выходить за пределы принципов добросовестности, разумности и справедливости. Превышение пределов добросовестной и разумной реализации своих прав приводит к злоупотреблениям – результату недобросовестного осуществления своих прав. Пункт 2 ст. 150 ГК РФ предусматривает необходимость защиты нематериальных благ в рамках гражданского законодательства, других законов, а также в пределах и в случаях, которые предусмотрены ст. 12 ГК РФ. Нематериальные блага могут защищаться в судебном порядке в порядке признания факта нарушения неимущественного права, либо путем пресечения или запрещения действий, создающих угрозу нарушения, или нарушающих права. Охранительная функция обозначенной нормы заключается в возможности требования юридическими лицами опровержения распространения порочащих, ложных сведений.
В настоящее время у судов нет единой позиции по поводу возмещения репутационного вреда юридическим лицам, однако, практика показывает, что компании вправе претендовать на компенсацию нематериального вреда, даже если такой способ защиты деловой репутации напрямую не урегулирован законом. Редакция ст. 152 ГК РФ, введенная в действие с 1 октября 2013 года, изменила подход к защите деловой репутации компаний (поправки внесены Федеральным законом от 02.07.13 № 142-ФЗ). Если раньше положения ст. 152 ГК РФ о защите деловой репутации гражданина применялись к защите деловой репутации юридического лица без каких-либо изъятий, то теперь есть фраза о том, что эти нормы применяются к компаниям за исключением положений о компенсации морального вреда (п.11 ст. 152 ГК РФ). То есть сейчас потребовать в пользу компании компенсации морального вреда невозможно. В то же время новых норм о специальной компенсации в пользу юридических лиц за нарушение деловой репутации не появилось. Но это еще не означает, что у компании нет никакой возможности компенсировать причиненный ей репутационный ущерб в денежном эквиваленте.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ