получение взятки | Пример курсовой работы

получение взятки

Цель работы состоит в изучении теоретических положений о таком преступлении как дача взятки, а также формирование уголовно-правовой характеристики исследуемого преступления.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.
Еще одним видом варианта получение взятки является совершение незаконных действий или бездействий, под которыми следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
К таким действиям можно отнести внесение в документы сведений, несоответствующих действительности, несоставление необходимых процессуальных документов, например, протокола об административном правонарушении, фальсификация доказательств по уголовному делу или же незаконная выдача документов, например, водительского удостоверения за получение денежного вознаграждения.
Так же в теории уголовного права различают виды взятки: взятка-подкуп, то есть предмет взятки передается до совершения действий или бездействий, и взятка-благодарность, которая получают после совершения договоренностей между взяткодателем и взяткополучателем. Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом напрямую, так и через посредника, при этом действия последнего попадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ и не квалифицируются со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Рассматривая объективную сторону получения взятки, следует упомянуть, что уголовным законом не установлено, является ли преступлением обмен незаконными услугами между предполагаемыми взяткодателем и взяткополучателем. Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» отсутствуют разъяснения на данный счет. Этот вопрос поднимается в трудах Натальи Лопашенко. По ее мнению квалифицировать действия, когда должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, обменивается услугами с преступниками или лицами, ведущими запрещенный, хотя и непреступный вид деятельности, следовало по специальной норме за использование своего служебного или должностного положения вопреки интересам службы в интересах лица, совершающего за это для субъекта коррупционного преступления незаконные, в том числе преступные, действия.
По нашему мнению, необходимо разработать доктринальные положения о предмете взятки, обосновав, что не только услуги имущественного характера является таковым. При этом, если должностное лицо пользуется какой-либо нематериальной выгодой, получаемой от криминальных элементов, например, за невыявление совершаемых ими преступлений, можно говорить, что речь идет о той же взятке, но в данном случае нет предмета преступления. Целесообразным полагается криминализировать такие действия должностных лиц, включив данные деяния в объективную сторону получения взятки, тем самым предположив возможность наличия не имущественного предмета рассматриваемого преступления, либо ввести в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации статью, закрепляющую в качестве должностного преступления пользование неимущественными услугами и выгодами за совершение незаконных действий должностными лицами.
При написании данной курсовой работы цель, поставленная в начале исследования достигнута, а задачи выполнены. Изучено такое коррупционное преступление как получение взятки. Рассмотрены вопросы об объекте и предмете преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ. Изучены объективная сторона получения дачи взятки и субъективные признаки, данного преступления. Рассмотрены квалифицированные и особо квалифицированные составы получения взятки. Выделены отграничения преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ от смежных составов, а также рассмотрены вопросы квалификации множественности рассматриваемых преступлений.
Объектом посягательства преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ выступает деятельность публичного аппарата власти, как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и муниципальных органов власти. Образование изучаемых составов преступления невозможно при отсутствии предмета, которые всегда имеет материальный или имущественный характер, то есть им могут быть денежные средства, а также иные имущественные права и блага.
Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ заключается в получении или дачи взятки соответственно за:
а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
в) за общее покровительство или попустительство по службе;
г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).
Также следует сказать, что особенностью взяточничества является факт наступления обоюдной уголовной ответственности, то есть взяткодатель привлекается за совершение преступления, предусмотренного частью или пунктом части статьи 291 УК РФ, а взяткополучатель – статьи 290 УК РФ, о есть без дачи взятки невозможно ее получение.
Законодатель выделяет ряд квалифицированных и особо квалифицированных составов, которые строятся в основном с учетом размера предмета взятки, а также способа получения, например – вымогательство. Кроме того, в ч. 2 ст. 290 УК РФ в качестве квалифицированного состава закреплено получение взятки иностранным должностным лицом
Субъективная сторона получения взятки характеризуется только прямым умыслом, а также корыстным мотивом. Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ является только должностное лицо.
Смежными составами с получением взятки являются преступления, предусмотренные ст. ст. 204, 291.1 УК РФ.
Отграничение от коммерческого подкупа происходит по объекту и субъекту преступления. Объектом коммерческого подкупа является нормальная управленческая деятельность коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным органом или учреждением, а преступления, предусмотренные ст. 290 УК РФ посягают на интересы именно государственной службы. Субъект коммерческого подкупа – общий, а взятку получить может только должностное лицо, то есть специальный субъект.
Отличия пособничества во взяточничестве от получения взятки состоит в объективной стороне преступления и субъекте. Пособник, получая предмет взятки, не выполняет все действия, которые попадают по признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.1 УК РФ, поскольку итогом его действий должно быть доставление предмета взятки взяткополучателю. Кроме того, субъект пособничества общий, а получения взятки – специальный.
Цель работы состоит в изучении теоретических положений о таком преступлении как дача взятки, а также формирование уголовно-правовой характеристики исследуемого преступления.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!